Епископ Герман (Ряшенцев)
Дни памяти
9 февраля (переходящее празднование) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля – Собор Коми святых
23 августа – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
15 сентября
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
Жизнеописание
Епископ Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев) родился 10 ноября 1883 года в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии. Он был пятым из восьми детей Ряшенцевых.
Уклад семьи был традиционно православным, в доме строго соблюдались посты. Уже в раннем детстве Николай ощутил призвание Божие, которое определило выбор его жизненного пути: после окончания тамбовской гимназии он поступил в 1902 году в Казанскую духовную академию, которую незадолго до этого окончил его старший брат Виктор (будущий архиепископ Пермский Варлаам), однокурсник Александра (Поздеевского), (будущего архиепископа Волоколамского Феодора). В студенческие годы отец Николая находит себе духовного наставника. Как и многие студенты Казанской академии, он начинает окормляться у старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова), бывшего в то время настоятелем Седмиезерной пустыни под Казанью. Еще в годы учебы, в 1903 году, Николай был пострижен в монашество с наречением имени Герман в честь святителя Германа Казанского, а через два года, в 1905 году, рукоположен в иереи. В 1906 году иеромонах Герман окончил Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Нравственные воззрения преподобного Симеона Нового Богослова».
В августе 1906 года отец Герман был назначен преподавателем, а с декабря 1907 года инспектором Псковской духовной семинарии. В январе 1910 года переведен в Вифанскую духовную семинарию, а в июне 1912 года назначен ее ректором и возведен в сан архимандрита. На новом месте служения благодаря усилиям отца Германа был предпринят капитальный ремонт здания семинарии. Позже, находясь в действующей армии, он, ректор, писал вифанским семинаристам:
«Это не нажитое, не искусственно культивированное чувство красоты, а данное мне самой природой, сильнее других руководило мной и в большой, сложной работе по переустройству семинарии. Вместо прежней, мрачной мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое»[1].
Он также писал им:
«Я часто называл вас “дети мои”. Я знаю, что вы на это не обижались. Вы не могли на это обижаться, потому что с каждым годом моего пребывания в Вифании у меня все сильнее и глубже развивается чувство отцовства. И вы это чувствовали. Весь тот большой запас нежности и любви, который у человека семейного уходит на своих собственных детей, у монаха… переносится на тех детей, которых он воспитывает и которые вырастают на его глазах»[2].
В мае 1916 года батюшка был награжден орденом святого Владимира 4-й степени. В июле-августе 1915 и апреле-августе 1917 года был откомандирован в качестве священника в действующую армию.
Вифанская семинария была закрыта новой властью в сентябре 1918 года, до последних дней ее существования архимандрит Герман оставался ее ректором. После закрытия семинарии отец Герман уезжает в Москву в Свято-Данилов монастырь, настоятелем которого с мая 1917 года был епископ Феодор (Поздеевский). Совместно епископ Феодор и архимандрит Герман составили акафист святому благоверному князю Даниилу, основателю этой святой обители.
27 сентября 1919 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. После рукоположения он направляется к месту своего нового служения и поселяется в древнем Иосифо-Волоколамском монастыре. Владыке удалось организовать в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на него в ВЧК.
Епископ Герман был арестован 19 февраля 1921 года. Он содержался в московской Бутырской тюрьме вместе с митрополитом Сергием (Страгородским), с которым совершал богослужения в одной из камер. 22 апреля 1921 года владыка был освобожден, дав подписку о невыезде из Москвы до суда, и поселился в Даниловом монастыре. Вновь был арестован в июле 1922 года и был административно выслан в Тобольский округ сроком на три года. Сначала владыка жил в небольшом селе Самарове (ныне в черте города Ханты-Мансийска), затем до августа 1925 года в деревне Чучелинские Юрты.
По окончании срока ссылки вернулся в Москву, но на свободе ему удалось пробыть только четыре месяца. В столице владыка приходил в Данилов монастырь, чтобы поклониться мощам чтимого им преподобного князя Даниила и посетить знакомых ему насельников обители. Несколько раз владыка Герман совершал здесь богослужения. Известный московский священник, протоиерей Василий Серебренников вспоминал об этом времени:
«Службы в Даниловом монастыре в то время действительно были необычные, неземные… В один из дней я пришел на Литургию, кажется, тоже в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. И вот во время службы – в какой части, я не могу вспомнить – вышли несколько молодых архиереев необыкновенной духовной красоты. В это время диаконы кадили; солнце широкими лучами осветило собор. И эти божественного вида архиереи, и фимиам от каждения, поднимающийся клубами вверх и освещаемый солнцем, – все это произвело на меня поразительное впечатление святости и людей, и службы»[3].
Появление в Даниловом монастыре епископа Германа было замечено соглядатаями ОГПУ. Кто мог предвидеть, что эти посещения, в особенности же присутствие за чаем (по заключению следствия, именно за трапезой «для отвода глаз» проходили заседания «черносотенного Даниловского синода»), навлекут на владыку новые преследования. 30 ноября 1925 года он был вновь арестован с большой группой насельников Свято-Данилова монастыря и вместе с другими архиереями обвинен в создании нелегального Даниловского синода при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Крутицком священномученике Петре (Полянском). Всего по этому делу, которое потом было названо делом митрополита Петра (Полянского), было арестовано около тридцати человек.
Следственное дело хранит только один краткий протокол допроса владыки Германа от 16 декабря 1925 года[4]:
– Сколько раз вы по вашем возвращении из ссылки бывали в Даниловском монастыре?
– Раз пять: раза три молился и два раза служил; и в первом, и во втором случае оставался на чай с братией и служащими.
– Кого из епископов Даниловского монастыря вы знаете?
– Знаю служащих там епископов Парфения, Амвросия, Дамаскина, Пахомия, Иоасафа (Удалова) – в Москве встречал, знал его еще с детских лет.
Как видно из допроса владыки, следователя даже не интересовала его церковная позиция (многих других обвиняемых подробно об этом расспрашивали), хотя согласно обвинительному заключению, вина его состояла в том, что он входил в число архиереев, составлявших так называемый «Даниловский синод» – к нему причислялись также проживавшие или служившие в Даниловом монастыре архиереи Амвросий (Полянский), Николай (Добронравов), Парфений (Брянских), Дамаскин (Цедрик), Прокопий (Титов) и Гурий (Степанов), – которые якобы служили проводниками указаний двух бывших обер-прокуроров – Самарина и Саблера. Несомненно, позиция епископа Германа как православного архиерея и русского патриота была не менее «черносотенной», однако «даниловской линии» (критика Патриарха и устранение от церковно-административных дел), как видно из его переписки, он явно не сочувствовал. Он болезненно переживал начавшееся именно по этой причине свое расхождение с архиепископом Феодором.
21 мая 1926 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ владыка Герман был приговорен к двум годам ссылки, которую отбывал в Каракалпакской автономной области: сначала в городе Турткуле, а затем с февраля 1927 года в городе Ходжейли.
7 октября 1927 года на собрании ссыльного епископата в Ходжейли поддержал «Декларацию 1927 г.» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Священного Синода.
Владыка Герман освобожден из ссылки 14 января 1928 года.
26 июня 1928 года он был назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В конце 1920-х годов в Вязниках усилилось давление властей на верующих. После того как в местной печати появились статьи с предложениями передать местный Казанский собор под клуб или жилые помещения для рабочих, прихожане собрались 26 октября 1928 года у уездного исполкома в защиту храма. В организации выступления верующих власти обвинили клириков и руководство церковного совета Казанского собора, а также владыку Германа как их «идейного руководителя». 14 декабря 1928 года он был вновь арестован по делу о «группировке вязниковских церковников» и помещен в тюрьму Владимира. Епископа обвиняли во введении в вязниковских храмах моления «о богохранимой державе Российской» и в «антисоветских высказываниях» во время проповедей.
Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 17 мая 1929 года владыка Герман был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Срок своего очередного заключения он отбывал в отделении СЛОН (Соловецкого лагеря особого назначения) в городе Кемь Карельской АССР. В январе 1930 года переведен на Соловки, где вскоре заболел тифом, и в конце того же года вместе с другими больными и неспособными к труду вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апреля 1931 года дальнейший срок заключения владыки Германа был заменен ссылкой. С июня 1931 года он жил в селе Красноборск близ Котласа, в июле переехал в Великий Устюг, в октябре 1931 года – в село Деревянск, в марте 1932 года – в село Вочь, с ноября жил близ села Усть-Колом Коми (Зырян) автономной области.
В феврале 1933 года епископ Герман был освобожден из ссылки и выехал в город Арзамас. По дороге в Москве он имел беседу с митрополитом Сергием (Страгородским), но нового назначения не получил. В Арзамасе совершал богослужения с Арзамасским епископом Серапионом (Шевалеевским). Вместе с ним был арестован в марте 1934 года, после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма Арзамаса.
15 апреля 1934 года владыка Герман был приговорен к трем годам ссылки. Отбывал срок на станции Опарино (ныне территория Кировской области), с 10 августа 1934 года – в селе Кочпон, под Сыктывкаром Коми (Зырян) автономной области. В Кочпоне под духовным руководством владыки сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, которые по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь находившимся в лагерях.
Летом 1935 года в другом пригородном селе Сыктывкара, Тентюкове, поселился возвратившийся из Архангельска архиепископ Феодор (Поздеевский). Ссыльные владыки оказались сравнительно недалеко друг от друга. Владыка Герман отправился навестить друга юности, но прежний близости между ними уже не было. Об этом оба писали в письмах.
По воскресным дням в доме епископа Германа собирались для молитвенного общения и беседы ссыльные архиереи архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский) и епископ Серапион (Шевалеевский), а также священники и миряне. Епископ Герман организовал кружок любителей духовного пения при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери, который был единственным действовавшим храмом в области. Владыка Герман имел особый дар проповедника.
До конца своих дней владыка оставался жизнерадостным, непоколебимым и стойким в вере человеком. Его не смогли сломить многолетние преследования, аресты, допросы, и в ссылке он сумел снискать любовь осужденных и местных жителей, к нему шли за поддержкой. Главной помощью, которую оказывал владыка Герман, были духовные советы, наставления о том, как жить в нелегких условиях. Он говорил:
«Я лично считал своим долгом путем личного примера в духовной жизни и исполнения монашеских обязанностей воздействовать на окружающую среду и людей, слабых в вере… Я объединял то ссыльное монашество, которое приходило ко мне. Как епископ считал своим долгом оказать им моральную поддержку в условиях ссылки, помочь им сохранить свой облик…»[5].
Заключения и ссылки воспринимались владыкой Германом как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в неволе. Но такие сомнения продолжались недолго.
«Я верю, – писал он из ссылки, – что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложил на нее грех, небрежение и привязанность к земному»[6].
Сохранив светлый, исполненный христианской надежды взгляд на мир, владыка был твердо убежден, что в годину бедствий совершается дело Божие:
«Происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний… Сейчас все с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но также несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиально идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему»[7].
Тяготы ссылки мало тревожили епископа Германа ввиду его постоянной готовности принять за веру страдания и смерть. За пять лет до мученической кончины он написал:
«Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где все наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь»[8].
24 февраля 1937 года епископ Герман был вновь арестован и помещен в тюрьму в городе Сыктывкаре. Обвинительное заключение состояло из четырех пунктов: являлся организатором и руководителем контрреволюционной группы церковников фашистского толка, именуемой «Священная дружина»; на устраиваемых им нелегальных сборищах группы выступал с контрреволюционными установками; среди населения вел контрреволюционную агитацию и выступал в защиту врагов народа троцкистов; организовывал оказание материальной помощи участникам группы и ссыльному духовенству.
13 сентября 1937 года тройка при УНКВД Коми АССР приговорила владыку Германа к расстрелу. 15 сентября 1937 года он был расстрелян на окраине Сыктывкара, вместе с ними была расстреляна группа из 13 человек под условным названием «Священная дружина».
Предполагаемое место захоронения членов «Священной дружины» на Тентюковском погосте Сыктывкара. По другим сведениям, на месте расстрела и захоронения владыки Германа и «Священной дружины» в настоящее время находится городской аэропорт.
Имя епископа Германа включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 6 октября 2001 года.
[1] Письма владыки Германа: жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа, епископа Вязниковского. М.: Изд-во ПСТБИ, 2004. С. 83.
[2] Там же. С. 85.
[3] Там же. С. 47.
[4] Там же. С. 48.
[5] Там же. С. 68.
[6] Там же. С. 226.
[7] Там же. С. 238.
[8] Там же. С. 226.
Фотографии и иконы:
1. Семинарист Николай Ряшенцев и архимандрит Феодор (Поздеевский)
Источник: vladkan.ru
2. Иеродиакон Герман (Ряшенцев) и архимандрит Феодор (Поздеевский). Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова)
Источник: pravoslavie.ru
3. Сидят слева направо: архимандрит Варлаам (Ряшенцев), епископ Феодор (Поздеевский), архимандрит Симеон (Холмогоров); стоят: иеромонах Гурий (Степанов), иеромонах Филипп (Гумилевский), иеромонах Герман (Ряшенцев). МДА, 1909-1910 гг.
Источник: vladkan.ru
4. Архимандрит Герман (Ряшенцев)
Источник: fond.ru
5. Слева направо: епископ Феодор (Поздеевский), иеромонах Герасим (Садковский), архимандрит Герман (Ряшенцев). 1916 г., Сергиев Посад
Источник: vladkan.ru
6. Епископ Волоколамский Герман (Ряшенцев). 1919 г.
Источник: vladkan.ru
7. Епископ Герман (Ряшенцев). 1920-е гг.
Источник: fond.ru
8. Епископ Герман (Ряшенцев)
Источник: pravoslavie.ru
9. Епископ Герман. Фото из следственного дела, 1928 г.
Источник: fond.ru
10. Епископ Герман (Ряшенцев), 1934 год.
Источник: vladkan.ru
11. Епископ Герман (Ряшенцев)
Источник: forum.vgd.ru
12. Иконы священномученика Германа (Ряшенцева)
Источник: fond.ru