Архимандрит Серафим (Климков)
Самым молодым духовником в Даниловом монастыре в 1920-е гг. был иеромонах Серафим (Климков). Он родился в 1893 г. в Галиции, принадлежавшей в то время Австрии (ныне Львовская область, Украина). Хотя в крае было сильно влияние католичества, семья Климковых исповедовала православие. С 1915 по 1919 гг. учился в Московской духовной академии, был учеником владыки Феодора, оказавшим решающее влияние на всю его жизнь. В 1921 г. принял монашество и поступил в Данилов монастырь, где ему назначили послушание: принимать исповедь прихожан. Батюшка был очень строгим духовником, но число окормляющихся у него с каждым днем все больше увеличивалось.
Великим постом он мог исповедовать до трех часов ночи, часто доходил до полного изнеможения, а уходя, уносил с собой пачку тетрадей и листков — это были подробные исповеди, откровение помыслов и вопросы духовных чад. И каждому он потом письменно отвечал на все вопросы и недоумения. Отец Серафим требовал от своих пасомых полного откровения и послушания, и на себя брал ответственность за них перед Богом. Такой способ общения с чадами сохранился у отца Серафима на всю жизнь. Когда он скрывался от преследований и чада не могли приезжать к нему, он вел с ними переписку. Кто-нибудь из доверенных чад привозил ему письма, и батюшка обязательно отвечал каждому.
К отцу Серафиму ходило очень много молодежи. Бывало, что, попав к нему на исповедь случайно, люди становились его духовными чадами на всю жизнь, как, например, Прасковья Емельяновна Мачкина (в схиме Даниила, †1999), даниловская прихожанка того времени, одна из немногих доживших до возобновления монастыря. Матушка рассказывала, как она стала духовной дочерью отца Серафима. Ее семья жила недалеко от Данилова, однажды юная Паня с мамой пришла на исповедь и попала именно к отцу Серафиму. Батюшка сразу велел ей неделю говеть и в следующий раз написать полную исповедь. Девушка решила сначала, что всё это слишком тяжело для нее, но очень скоро стала одной из самых усердных и преданных чад. Это изменило всю ее жизнь — она стала активной прихожанкой, помогала даниловской братии в тяжкие годы гонений. В доме Мачкиных под Каширой несколько месяцев жил, скрываясь от новых арестов, архиепископ Феодор, хотя это было опасно и для самой Пани, и для ее семьи.
В 1927 г. архимандрит Серафим был впервые арестован и сослан на пять лет на Север, в город Обдорск (ныне Салехард). После освобождения он жил под Москвой, в 1936 г. поселился вместе с другими даниловцами в городе Киржач под Владимиром. В 1937 г. чудом избежал ареста и расстрела вместе с остальной даниловской братией. Скрываясь от «органов», он нелегально жил у своих духовных чад под Москвой, переходя от одного к другому. В первые месяцы войны оказался на оккупированной территории, пешком добрался до своих родных мест на Львовщине и там всю войну служил в храме. В 1945 г. у отца Серафима была возможность уехать к родственникам за границу, но, несмотря на грозящую ему опасность, он не смог оставить своих духовных чад. Вскоре он был арестован и осужден на 10 лет лагерей. После освобождения в 1956 г. жил в Москве, по-прежнему окормляя своих многочисленных духовных чад.
Как и все даниловские насельники, отец Серафим пострадал за веру, но ни аресты и допросы, ни годы ссылок и лагерей, ни десятилетия гонений и скитаний не сломили его. Начав свой пастырский подвиг в Даниловом монастыре в 1920-е гг., он самоотверженно продолжал его на протяжении полувека. Скончался отец Серафим 14 февраля 1970 г., похоронен на Котляковском кладбище в Москве.