Епископ Дамаскин (Цедрик)
Дни памяти
9 февраля (переходящее празднование) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
23 августа – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
15 сентября
Жизнеописание
Священномученик епископ Дамаскин (в миру Дмитрий Дмитриевич Це́дрик) родился 29 октября 1877 в местечке Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье бедного почтового чиновника.
В 1887 году Дмитрий поступил в Херсонское духовное училище, которое окончил в 1893 году «по первому разряду», после чего был зачислен в первый класс Одесской духовной семинарии. В это время на втором курсе семинарии учился его брат Николай. Дмитрий был вынужден оставить Одесскую семинарию, так как тяжелое материальное положение не позволяло семье дать образование сразу двум сыновьям. В 1895 году он поступил в Херсонскую учительскую семинарию, по окончании которой работал учителем народной школы в городе Бериславе Херсонской губернии.
В 1900 году Дмитрий Цедрик поступил на двухгодичные миссионерские курсы при Казанской духовной академии, где изучал восточные языки. 9 июня 1902 года, в годы учебы, Димитрий принял монашеский постриг с именем Дамаскин в честь преподобного Иоанна Дамаскина, 10 июня рукоположен во иеродиакона, а 30 июня – во иеромонаха.
В 1902 году отец Дамаскин поступил служить миссионером при Пекинской Духовной Миссии, в 1905 году зачислен слушателем на курсы Восточного института во Владивостоке и одновременно преподавал в местной мужской гимназии. В 1914 году, в годы Первой мировой войны, он отправился на фронт и состоял в отряде Красного Креста на Кавказе.
7–14 июля 1917 года участвовал в съезде ученого монашества, проходившем в Московской духовной академии. 9 мая 1918 года был демобилизован.
В 1918 году в Орловской губернии отец Дамаскин был арестован и приговорен к «высшей мере наказания», но расстрела ему удалось чудом избежать. В это же время был расстрелян его брат священник Николай за бесстрашное обличение большевиков.
Некоторое время отец Дамаскин проживал в Киевском Михайловском монастыре, являясь епархиальным миссионером и слушателем Киевской духовной академии. В 1920 году отца Дамаскина назначили настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря в Крыму. Архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе) он был возведен в сан архимандрита. Вскоре он был вновь арестован вместе с владыкой Димитрием, но через несколько месяцев освобожден и выслан из Крыма.
14 сентября 1923 года он был хиротонисан Патриархом Тихоном в епископа Стародубского, и с этого времени управлял также Черниговской епархией и Глуховским викариатством.
После неоднократных арестов владыка был так измучен заточением и допросами, что на всенощной вынужден был помазывать народ сидя. В алтаре с ним случались сердечные приступы, но на следующий день он снова служил, видя в богослужении свою единственную радость. Много времени и сил владыка уделял борьбе с обновленчеством.
В 1924 году власти выслали владыку Дамаскина в Харьков, а с сентября 1925 года он живет в Даниловом монастыре в Москве без права выезда из города. Но уже в ноябре 1925 года он был вновь арестован по делу священномученика митрополита Петра (Полянского). Владыке было предъявлено обвинение, в том, что он состоял в так называемом «Даниловском синоде». 8 апреля 1926 года на допросе ему задали вопрос:
– Как часто вы бывали в Даниловском монастыре и бывали ли в помещении братии (в столовой, в комнате епископа Феодора и т.д.)?
– Почти ежедневно бывал за ранней обедней. Изредка бывал и в помещении братии, бывал с братией вначале, когда приехал с Украины. В комнате Феодора бывал, облачался там.
По постановлению ГПУ владыка был приговорен к трем годам ссылки в Туруханский край, но до августа 1926 года содержался в Бутырской тюрьме в столице, затем жил в Красноярске и поселке Полой Красноярского края (за Северным Полярным кругом). Здесь его застало известие об издании в 1927 году митрополитом Сергием «Декларации». Владыка был так потрясен ее содержанием, что написал около 150 писем по этому поводу, отправив с ними своего келейника-связника.
Зимой 1928 года, когда мимо Полой везли митрополита Кирилла (Смирнова), произошла встреча двух будущих священномучеников, которые после непродолжительной беседы стали друзьями.
О своем пребывании в тюрьмах владыка не рассказывал, отвечая на вопросы так: «А что же, там люди хорошие, я и сейчас готов опять, туда», – считая, как и многие архиереи, что на свободе в это время было нравственно хуже, чем в заключении.
После освобождения в ноябре 1928 года, владыка был принят в Москве митрополитом Сергием, после чего сразу отделился от него, примкнув первоначально к «даниловской» группе. Владыка обратился к митрополиту Сергию с резким посланием, обличая его призыв выражать «благодарность к Советскому правительству за... внимание к духовным нуждам Православного населения»:
«За что благодарить? – вопрошает святитель. – За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? За то, что драгоценные для миллионов верующих останки преподобного Серафима, а еще ранее – останки святых Феодосия, Митрофана, Тихона и Иоасафа подверглись неимоверному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Вениамина и других убиенных? За что?»
Владыка Дамаскин поселился в Стародубе и предлагаемых ему назначений не принимал. Оттуда он послал летом 1929 года преданного человека к митрополиту Петру (Полянскому) находящемуся в ссылке в поселке Хэ. Он просил у святителя разъяснения многих вопросов церковной жизни, а также передал ему письма митрополита Кирилла (Смирнова) и других архиереев к митрополиту Сергию по поводу его Декларации.
Для митрополита Петра многое, сообщенное владыкой, было новостью.
В 1929 году владыка Дамаскин сблизился с киевскими сторонниками священномученика митрополита Иосифа (Петровых) и архиепископом Димитрием (Любимовым), с которым вел переписку. В том же году он отказался от предложения митрополита Серафима (Чичагова) быть его помощником, потому что «как и раньше, не хочет никаких Сергиевских предложений».
К этому времени у владыки ясно созревает мысль, которую он повторяет в своих письмах и посланиях: «христианство на Руси должно уйти в подполье». Влияние на широкие народные массы стало невозможно. Нужно спасать малое стадо. Вновь владыка был арестован в ноябре 1929 года по доносу Стародубского благочинного, и по постановлению ГПУ приговорен к 10 годам лагерей.
В июне 1930 года владыка был отправлен в заключение на Соловки, откуда был освобожден в 1933 году. После освобождения он возглавлял ряд иосифлянских общин на Украине и в самой России, назначал благочинных в Киеве и Вятской епархии, собирая малое стадо. Хотя владыка перешел на нелегальное положение, он не снимал рясы, не стриг бороды и волос.
Еще раз он был арестован в сентябре 1934 года в Херсоне и по постановлению НКВД приговорен к 3 годам ссылки в Северный край, где окормлял духовных чад недавно скончавшегося священномученика епископа Виктора (Островидова).
В июне 1935 года владыка написал послание к иосифлянским священникам с указанием о необходимости полного перехода на нелегальное положение Церкви. Святителя, находящегося в ссылке в Архангельске, вновь арестовали в начале 1936 года и по постановлению НКВД приговорили к заключению в лагеря.
В заключении в Карагандинском лагере (Казахстан) он работал бухгалтером. В это время уже были запрещены и посылки заключенным и переписка с ними. Владыку разными этапами переводили с места на место. Отстающих по дороге пристреливали. Чтобы спасти от расстрела своего друга-соузника священника Иоанна владыка Дамаскин донес его на себе до следующей стоянки.
13 августа 1937 года епископ Дамаскин был арестован в лагере по обвинению в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». Поводом для ареста стало празднование Пасхи. Виновным он себя не признал.
15 сентября 1937 года по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской области от 10 сентября 1937 года епископ Дамаскин был расстрелян. Местонахождение его могилы неизвестно.
Епископ Дамаскин причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года.
Фотографии и иконы:
1. Епископ Дамаскин (Цедрик)
Источник: fond.ru
2. Епископ Дамаскин (Цедрик)
Источник: fond.ru
3. Слева направо: епископы Павел (Кратиров), Константин (Дьяков), Борис (Шипулин), Евгений (Зернов), Онуфрий (Гагалюк), Дамаскин (Цедрик), Антоний (Панкеев). Харьков, 1924 г.
Источник: turgolgofa.tmweb.ru
4. Священномученик Дамаскин (Цедрик)
Источник: fond.ru
5. Священномученик Дамаскин (Цедрик). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря
Источник: azbyka.ru