Преподобный Харитон Исповедник (ок. 350)
Преподобный Харитон Исповедник является одним из наиболее почитаемых святых Древней Церкви. Предание считает его одним их родоначальников Иерусалимского устава. Об этом говорит и преподобный Симеон Солунский: «Святой отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфимия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от исповедника Харитона». Высоко оценивая вклад преподобного Харитона в формирование Иерусалимского устава и палестинского монашества, Типикон предусматривает совершение ему полиелейной службы.
Преподобный исповедник Харитон жил в городе Икония (ныне турецкий город Конья), в Малой Азии, в родном городе равноапостольной Феклы. Благочестивый Харитон считал себя последователем первомученицы, он бесстрашно обличал языческих богов и твердо исповедовал веру во Единого Истинного Бога Христа Спасителя. Когда при императоре Аврелиане в городе было объявлено гонение на христиан, Харитон был схвачен и приведен на суд. На вопрос, почему он не поклоняется богам, перед которыми смиряются царь и все народы, святой ответил: «Языческие боги суть бесы, которые некогда за гордость были свергнуты с неба, ныне же безумными и прельщенными людьми почитаются за богов».
Святого подвергли страшным пыткам, а затем, истерзанного, бросили в темницу, но чудесным образом он был исцелен. Новый царь, вошедший на престол после убитого Аврелиана, побоялся гнать христиан, и отпустил узников из заточения.
Получив свободу, исповедник Христов решил посвятить всю свою жизнь служению Господу. Он отправился в Иерусалим на поклонение святым местам, однако близ Иерихона был схвачен разбойниками. Они связали паломника, бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами отправились на преступный промысел. В ожидании смерти преподобный горячо молился и просил Бога сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру вползла змея и стала пить из стоявшего там кувшина с вином, отравив его смертоносным ядом. Вернувшиеся в пещеру разбойники, напившись вина, погибли все до одного.
Воздав благодарение Господу, преподобный Харитон решил остаться на месте своего чудесного спасения. (Эта пещера — самая большая в Израиле. Согласно преданию, в ней некогда прятался от царя Саула будущий царь Давид.) Раздав награбленное разбойниками золото нищим и в монастыри, он начал вести подвижническую жизнь, а в пещере устроил церковь. Узнав об отшельнике, к нему стали стекаться желающие уединенного жительства, и со временем здесь образовалась знаменитейшая в Палестине лавра — Фаранская. Преподобный Харитон составил своим ученикам правила, своего рода устав, относительно пищи, псалмопения и других сторон жизни.
Стремясь к безмолвию, преподобный Харитон ушел из лавры дальше, в пустыню, но и здесь вокруг него стали собираться ревнители подвижнической жизни. Святой не отвергал тех, кто искал его духовного руководства, и в пещерах Сорокодневной горы основал новую лавру — Иерихонскую. Через некоторое время святой покинул новое место и в Фекойских ущельях, на склоне высокой горы, основал третью, Суккийскую лавру (сукка — по-сирийски означает шалаш). Эту обитель именуют еще и «Ветхая лавра».
В конце своей жизни преподобный Харитон подвизался в пещере, на горе, близ Суккийской обители. Ведя уединенную жизнь, он, тем не менее, не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, именно святой Харитон составил чин иноческого пострижения.
Харитон Исповедник дожил до глубокой старости. Перед своей смертью, о которой Господь заранее известил его, исповедник собрал братию всех трех обителей и, преподав им последние наставления, завещал похоронить в Фаранской обители, в храме на месте своего чудесного спасения.
Тропарь преподобного Харитона Исповедника, глас 8-й
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Харитоне отче наш. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Харитона Исповедника, глас 2-й
Насладився, богомудре, воздержания и плоти твоея вожделения обуздав, явился еси верою возращаем, и яко жизни древо посреде рая процвел еси, Харитоне всеблаженне, священнейший.