Икона Божией Матери, именуемая «Муромская» (XII)
На протяжении почти десяти веков икона Божией Матери «Муромская», прославившаяся многочисленными чудесами и исцелениями, благоговейно почитается верующими не только городов Мурома и Рязани, но и всей России. Перед святым образом молятся о даровании благочестия, милосердия, кротости, чистоты и правды, о сохранении града и страны христианской, об избавлении от иноплеменных, о помощи в учении и даровании духа разума.
По преданию, чудотворная икона «Муромская» попала на Русь из Византии и первоначально находилась в Киеве. Святой благоверный князь Константин (Ярослав Святославович), потомок равноапостольного князя Владимира, получив в удел Муромское княжество, населенное язычниками, стремился просветить местных жителей светом христианской веры. Он отправил к муромцам своего сына Михаила в качестве посланника, но язычники убили его. Тогда князь Константин со своей дружиной подошел к городу, и жители были вынуждены признать его власть, но они упорно не желали принимать христианство. Не принуждая их креститься силой, князь непрестанно молился, чтобы Господь помог ему обратить их к истинной вере. На месте убиения своего сына он построил Благовещенский храм, куда и была перенесена из церкви при княжеской резиденции привезенная им из Киева икона, которая получила наименование «Муромская».
Не раз святой благоверный князь Константин призывал к себе старейшин города, убеждая их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и прибывшее с князем духовенство, но все было напрасно. В Житии святого князя сказано, что горожане поклялись убить его, чтобы не принимать христианства. Однажды толпа язычников подступила к княжескому дому, грозя Константину и всей его семье смертью. Князь с княгиней и сыном укрылись в Благовещенском храме и усердно молились о спасении, пока не услышали глас: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь смело вышел к бунтовщикам с «Муромской» иконой Пресвятой Богородицы в руках. Пораженные чудесным сиянием, исходившим от святого образа, язычники переменили свои намерения и сами пожелали принять Святое Крещение, которое и было торжественно совершено с теми же обрядами, как при святом Владимире в Киеве.
Второе чудо от Муромской иконы произошло в XIV веке, и было связано со святым епископом Рязанским Василием.
Смиренный и целомудренный владыка неутомимо трудился на ниве Божией в Муроме: он строил и восстанавливал храмы, просвещал невежественных язычников, укреплял сомневающихся. Такие высокие подвиги и добродетели стали ненавистны диаволу, которые употребил все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в муромцах подозрение в чистоте в целомудрии своего архипастыря. Обманутые диаволом горожане решили изгнать владыку из города, нашлись даже и такие, кто предлагал убить праведника. Не гневаясь и не раздражаясь, смиренно возложив упование на Господа, владыка попросил дать ему время до утра. Всю ночь он молился в храме, а утром отслужил литургию и молебен перед Муромской иконой Божией Матери. Взяв с собой этот чудотворный образ, епископ Василий отправился на берег Оки, чтобы навсегда покинуть город. Он положил на воду свою мантию, ступил на нее с иконой в руках и был отнесен ветром против течения до места, называемого Старая Рязань. Вот как в середине 1650-х годов описал это событие в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше». Жители Мурома, пораженные и вразумленные этим чудом, пришли в себя, они стали просить владыку не покидать их: «Прости нас, грешных рабов своих, согрешихом пред тобою, отче святый, не забуди нас, рабов твоих», — но было уже поздно.
Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон, вышедший начинать службу, не мог произнести ни слова. Наконец он провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» Все присутствующие в храме поспешили на берег Оки и увидели святителя, стоя плывущего на мантии с образом Богородицы в руках.
С того времени в Муроме епископская кафедра была упразднена, а учреждена в Рязани, где и осталась чудотворная Муромская икона. В память того, что перед ней молился святой епископ Василий в горький час своего изгнания из Мурома, святой образ стали называть еще и «Моление святого Василия».
Через три года святитель Василий избрал местом жительства новую (т. е. нынешнюю) Рязань и там утвердил свою кафедру, туда же была перенесена и Муромская икона Пресвятой Богородицы. Впоследствии этот чудотворный образ был помещен над гробницей святителя Василия в рязанском кафедральном соборе Рождества Христова. После революции собор был закрыт, а икона пропала.
С Муромской иконы Божией Матери часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях. В 1810 году по просьбе жителей Мурома указом Святейшего Синода 12 (25) апреля было установлено празднование Муромской иконе Божией Матери
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Муромской, глас 4-й
Днесь светло красуется град Муром, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.