Архиепископ Никифор (Феотокис) | Московский Данилов монастырь

Архиепископ Никифор (Феотокис)

1 декабря 2006 г., в вечерних сумерках туманного московского неба, наблюдалось необычное явление: над Даниловым монастырем появилась яркая радуга. Многие успели ее сфотографировать, некоторые свидетельствовали, что наблюдали даже двойную радугу. В этот же вечер об этом событии сообщили в новостях сразу несколько телевизионных каналов. Интересно, что именно в час появления радуги, засиявшей над монастырем вопреки всем законам природы, в обители святого князя Даниила произошло важное духовное событие: был найден саркофаг с останками архиепископа Никифора (Феотокиса), бывшего здесь почетным настоятелем более двухсот лет назад.

Архиепископ Никифор (Феотокис) родился 15 февраля 1731 г. на греческом острове Керкира (Корфу), славящегося пребыванием на нем нетленных и чудотворных мощей святителя Спиридона Тримифунтского. В Святом Крещении был назван Николаем. Первоначальное образование он получил под руководством духовника семьи, иеромонаха Иеремии Каввадии, одного из почитаемых керкирских учителей. На пятнадцатом году жизни юноша был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода.

Для продолжения образования он отправился в Италию, где поступил в греческую гимназию в г. Падуя. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия, затем Николай поступил в Болонскую академию, где завершил богословское, философское и математическое образование. В 1748 г. он вернулся на Керкиру с обширным запасом научных познаний. В том же году был пострижен в монашество с именем Никифор в честь святителя Никифора Константинопольского, а на следующий день получил диаконский сан. 11 сентября 1753 г. иеродиакон Никифор был возведен в степень священства.

В 1776 г. по приглашению императрицы Екатерины II иеромонах Никифор прибыл в Россию и сразу же приступил к изучению русского языка, без знания которого его служение едва ли было возможным. Уже через год он владел им довольно свободно. 22 июля 1779 г. в Санкт-Петербурге было совершено наречение иеромонаха Никифора в архиепископа Славянского и Херсонского, а 6 августа, в день Преображения Господня, — хиротония, на которой присутствовала императрица Екатерина.

На новом поприще архиепископ Никифор прославился как видный деятель Русской Православной Церкви, ритор, ученый просветитель, автор не только богословских сочинений, но и учебников по физике и математике. Он наставлял пастырей, взаимодействовал со старообрядческими общинами, стремясь привести их к «единоверию» (направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата). Его труды были известны по всей России. «Керкирский мудрец», как стали называть его на новой родине, подвизался в архиерейском послушании на Славянской и Херсонской, а позже Астраханской и Ставропольской кафедрах.

В 1792 г. владыка Никифор по состоянию здоровья ушел с епископского поста и провел последние годы жизни в Даниловом монастыре как почетный настоятель (то есть на покое). Он скончался 31 мая 1800 г. и был погребен в монастыре 2 июня, в день своего небесного покровителя святителя Никифора Константинопольского.

Такие подвижники благочестия как святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Макарий Оптинский высоко почитали архиепископа Никифора (Феотокиса). Святитель Игнатий ставил его «Толкования Воскресных Евангелий» наравне с творениями святителя Иоанна Златоуста, Димитрия Ростовского и Тихона Задонского и рекомендовал для чтения христианам, особенно тем, «которых жребий — проводить и окончить жизнь среди мира». Преосвященный Игнатий писал, что архиепископ Никифор соединил в себе «основательную ученость с духовным помазанием». В келье преподобного Макария Оптинского среди изображений известнейших архипастырей и мужей, просиявших подвигами благочестия, висел портрет святителя Никифора.

В последние десятилетия судьба владыки Никифора стала предметом живого интереса в Греции и России, поэтому вполне понятно стремление насельников монастыря обрести и отметить место его захоронения, которое со временем было затеряно. Для этого в 2006 г. монастырское священноначалие пригласило видных российских археологов, которые, руководствуясь принципами строгой научности, осуществили аналитическую и практическую работу, позволившую найти и идентифицировать останки архипастыря. Они были перезахоронены в склепе около южной стены храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Память о Никифоре (Феотокисе) бережно сохраняется как в Греции, так и в России. В его честь названа главная торговая улица города Керкиры на одноименном острове. В Даниловом монастыре имя преосвященного архипастыря Никифора (Феотокиса) записано в поминальный братский синодик, а над его склепом установлен памятник в виде белого мраморного креста, перед которым горит неугасимая лампада. Поклониться архиепископу Никифору в Данилов монастырь приходят не только православные России, но и специально приезжают верующие из Греции.

Прочитать труды этого великого проповедника и миссионера, а также узнать о нем подробнее можно в книге архиепископа Никифора (Феотокиса) «Благословенным христианам Греции и России», выпущенной в 2006 г. издательством монастыря.

Данилов монастырь
рассчитывает на вашу помощь!

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.