Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского
Преподобный Сергий Радонежский – величайший подвижник земли Русской, прославивший многочисленными чудесами. Следуя исконно русской традиции – убеждать в истине не столько словами, сколько личным примером жизни, преподобный Сергий всецело посвятил свою жизнь служению Богу. Удалившись в лесную глушь, в непоколебимом смирении, неослабной строгости к себе, в постоянных трудах и горячей молитве он очистил себя от малейшего греха, соделал свою душу обителью Живоначальной Троицы. И Бог, возвышающий смиренных, сделал его источником спасения многих. Созданный им монастырь поныне является главным центром и оплотом русского и вселенского православия. Свято-Троицкая Сергиева лавра также входит в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Святые мощи Преподобного Сергия, игумена Радонежского, были обретены 5 (19) июля 1422 года, через 30 лет после его блаженной кончины в 1392 году. Это событие совершилось во время возведения нового каменного Троицкого собора обители. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить игумена Никона и братию обители: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот, при большом стечении народа, в присутствии крестника преподобного Сергия – Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, святые мощи были изнесены из земли, причем оказалось, что не только тело, но и одежды преподобного Сергия остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде. Мощи преподобного были поставлены в деревянном Троицком храме (ныне на этом месте храм Сошествия Святого Духа), а в 1426 году их перенесли в каменный Троицкий собор, где они пребывают и в настоящее время.
Вот уже шестое столетие не иссякает поток паломников со всех концов нашего Отечества, приходящих к гробнице с мощами великого угодника Божия, печальника и молитвенника за землю Русскую. Как же сумел смиренный Радонежский подвижник воспринять такую нравственную силу, которая сделала его всероссийским игуменом, Небесным покровителем России? Почему же именно к Сергиевой обители сходятся нити русской истории? Причина в том, что преподобный Сергий был выразителем идеалов Святой Руси, нашего национального духа, нашего истинного патриотизма, в верности которому Россия необоримо сильна. Преподобный Сергий явился великим воспитателем народа, собирателем народного духа. Русский православный историк XIX века Василий Ключевский, отметил, что преподобный Сергий примером собственной жизни «поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе», показал русским людям, что в них «еще не всё доброе погасло и замерло» <… > «он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV века признали это действие чудом <…> потому что его источник – вера».
Велика сила примера! Русские люди увидели, что в стране, обуреваемой междоусобными раздорами, появилась обитель, где царят смирение и бескорыстная благожелательность, доверчивая простота и нелицемерная любовь. И люди потянулись к обители Живоначальной Троицы, чтобы получить исцеление от своих духовных и телесных недугов, чтобы приобщиться Божественной благодати. Преподобный Сергий не отказывал никому в просьбах, он щедро делился своим духовным сокровищем со всяким приходящим. Он и сам ходил к князьям, чтобы примирить их, чтобы собрать Русь воедино. Его устами, Русская Церковь впервые призвала к борьбе с Ордой. Сила этого духовного единства явилась очень скоро в Куликовской победе благоверного князя Московского Димитрия Донского. Это был триумф не только русского оружия, но прежде всего русского духа.
Как подлинный выразитель народного духа, верного заветам святого православия, преподобный Сергий оказал благотворное влияние на развитие русской национальной культуры. Сам получивший «книжное разумение» благодаря чудесной помощи свыше, он стал покровителем всех, ищущих истинного просвещения ума и сердца.
В Даниловом монастыре особо чтут память преподобного Сергия: многие братия обители, в том числе настоятель монастыря епископ Солнечногорский Алексий и благочинный монастыря архимандрит Лука, – воспитанники Троице-Сергиевой лавры. Первый скит Данилова монастыря, расположенный в Рязанской области, не случайно посвящен преподобному Сергию.
В Троицком соборе Данилова монастыря (в северном приделе) находятся две иконы преподобного Сергия Радонежского. В малую аналойную икону вложена частица святых мощей преподобного.
Тропарь преподобного Сергия, глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Сергия, глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.