Возрождение духовной жизни в Даниловом монастыре и его первый настоятель, архимандрит Евлогий (митрополит Владимирский и Суздальский; † 2020)

Доклад епископа Солнечногорского Алексия на Всероссийской научной конференции «Монастыри и монашество в истории Русской Церкви», проходившей в Николо-Угрешской духовной семинарии 22 ноября 2024 года.

В мае 1983 года, в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, Совет министров СССР в ответ на обращение Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода положительно решил вопрос о передаче одного из закрытых московских монастырей в ведение Русской Православной Церкви для создания в нем ее духовно-административного центра. Из четырех рассматриваемых монастырей Церкви вернули наиболее разрушенный – Данилов, стоявший последним в списке предлагаемых обителей.

Так, 41 год назад началось второе возобновление старейшего московского монастыря. В 1930 году он был закрыт последним из московских обителей и первым открылся из пятнадцати ныне действующих ставропигиальных московских монастырей, в чем, несомненно, виден особый знак свыше.

«Если припомнить всю древнюю и богатейшую историю Данилова монастыря с его святынями, с его замечательными иноками и настоятелями и, наконец, с почивавшими в нем святыми мощами благоверного князя Даниила, облекшегося в монашеские одежды “хозяина Москвы”,  как звали его издревле, то Данилов явно выделялся из всех монастырей своим духом и силой и вправе был снова стать первенцем Москвы и всей России, несмотря на то, что время обезобразило и обезличило его»[1]. Более двухсот лет назад известный историк Карамзин сказал, что Данилов монастырь призван и в дальнейшем сохранять в себе «Отечество и веру»[2].

В мае 1983 года наместником вновь открывающегося монастыря был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов), эконом объединенного хозяйства Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии, монах высокой духовной жизни, к тому же  обладавший большим опытом хозяйственных работ.

Возрождался не только старейший московский монастырь, начиналась новая эпоха  в жизни Русской Православной Церкви, в жизни страны. Однако три года спустя, в 1986 году,  руководитель государства Горбачёв, продолжая  политику своих предшественников, призывал вести решительную борьбу с проявлениями религиозности[3]. Одно время даже были основания опасаться, что обитель закроют снова. Отец Евлогий вспоминал, что в то время некоторые не воспринимали Данилов как монастырь и даже иногда его поправляли: «не монастырь, а административный центр»[4]

Я говорю об этом, чтобы еще раз показать, в каких нелегких условиях происходило восстановление монастыря, какие трудности предстояло понести первому наместнику возрождающейся обители. Лишь в 1988 году Совет по делам религий при Совете министров СССР отменил нормативные акты о том, что молитвенные здания являются собственностью государства.

За пятьдесят три года, прошедшие с момента закрытия монастыря, многие забыли о замечательной истории Даниловой обители, основанной в  ΧΙΙΙ веке благоверным князем Даниилом, мало кто к этому времени помнил и о самом князе. Помнили его отца – святого благоверного князя Александра Невского, помнили сына – князя Иоанна Калиту, помнили  правнука –  святого благоверного великого князя Димитрия Донского, а имя князя Даниила оказалось забытым. Только после открытия монастыря верующие вновь услышали о нем.  Многие москвичи даже не знали, где находится обитель, часто путали его с Донским монастырем. Владыка Евлогий вспоминал, что, оказавшись по делам в Москве, он захотел осмотреть  возвращенный Церкви монастырь, но потеряв много времени на поиски, найти его  в тот день так и не смог.

***

За короткий срок, к 1988 году, 1000-летию Крещения Руси, предстояло выполнить огромный объем работ: кроме восстановления монастырских храмов и построек, находившихся в крайне запущенном состоянии, необходимо было спроектировать и построить новые здания: Резиденцию Святейшего Патриарха и крупный гостиничный комплекс.

Для координации всех работ была образована Ответственная комиссия по реставрации и строительству Данилова монастыря, собиравшаяся каждый месяц, ее председателем стал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, управляющий делами Московской Патриархии (позже Святейший Патриарх Московский и всея Руси). К работе были привлечены опытные строители, реставраторы, иконописцы,  специалисты всех квалификаций. В архивах и библиотеках Москвы и Ленинграда работали историки и искусствоведы, снабжая научными данными и справками руководство монастыря. Можно без всякого преувеличения сказать, что восстановление Данилова монастыря стало поистине всенародным делом.

На начальных этапах работы  не обошлись без помощи добровольных помощников. Я хорошо помню это время. В 1986 году, когда я был еще насельником Троице-Сергиевой лавры, мне назначили послушание жить в Даниловой обители три месяца и  участвовать в возрождении монастыря. Первое впечатление от увиденного –  это непрерывная стройка, повсюду рвы, котлованы, разрушающиеся монастырские стены, которые даже не везде сохранились. Но работа кипела. По субботам трудились по 70–100 человек, в будние дни – 30–40. Приходили помогать люди самого разного возраста, в том числе и пожилые. Это было так трогательно! Каждый делал посильную для него работу, в основном по уборке мусора. Все считали для себя большой честью чем-то помочь. С первых дней в монастыре установился такой порядок: все волонтеры, желавшие потрудиться, сначала слушали в часовне молебен и акафист благоверному князю Даниилу. Работы продолжались до вечернего богослужения. Добровольными трудниками непременно руководил инок монастыря. Братия, конечно, бо́льшую часть времени уделяла молитве, богослужению, но вечером трудилась вместе с добровольцами

***

На 53 года была остановлена жизнь Данилова, но, несмотря на то, что за годы безверия  монашеская традиция была прервана на уровне институций, совершенно очевидно, что все эти годы она продолжалась на духовном уровне. Духовное становление будущего митрополита Евлогия и первых даниловских братьев происходило в Троице-Сергиевой лавре, рядом с преподобным Сергием и его святыми мощами. Архимандрит Евлогий застал еще в Лавре людей, прошедших лагеря и ссылки, таких как архимандрит Серафим (Шинкарев, † 1979) из Коренной пустыни под Курском, архимандрит Петр (Семёнов), отец Иосиф (Евсенок)[5], в будущем схиархимандрит Иосия († 1968), который за своим духовником Израилем (Андреевым), игуменом Гефсиманского Черниговского скита, отправился в ссылку. Без сомнения  можно сказать, что эти люди – золотой фонд монашества. Они принесли в Лавру традицию и дух, которые не перестают передаваться следующим поколениям. В эти годы в Лавре подвизались и такие духоносные отцы, как архимандриты Кирилл (Павлов; †2017),  Наум (Байборо́дин; †2017), Тихон (Агриков; †2000). Еще были живы люди, считавшие себя даниловцами – архимандрит Даниил (Сарычев; †2006), в юности, с 1923-го по 1930-й год, послушник Данилова монастыря с 1923-го по 1930-й год,  монах Михаил (Карелин; †2003), последний принятый в Данилов монастырь в 1929 году послушник, келейник архимандрита Симеона (Холмогорова), а также духовные  чада преподобноисповедника Георгия Даниловского,  сумевшие в годы суровых испытаний сохранить  дух мира, любви, верности Русской Православной Церкви. Слушая их рассказы, братия че́рпали сведения о своей обители из первоисточника. Так, по милости Божией, осуществилась духовная преемственность между поколениями даниловских иноков, сохранилась память о мученическом подвиге даниловской братии и ее последнем наместнике перед закрытием обители – архиепископе Феодоре (Поздеевском).  

Возрождение монастыря требовало от отца Евлогия напряжения всех сил – и физических, и духовных. Он справедливо полагал, что строительство, реставрация, благоукрашение обители  не должны мешать главному – возрождению духовной жизни монастыря, возведению в нем стен духовных. Жизнь братии должна быть подчинена молитве, и истинным предназначением монастыря является богослужение. Если в монастыре нет молитвы, нет и монастыря.

Сам отец наместник постоянно был в молитве. Он много читал из святоотеческого наследия, постоянно приводил какие-то примеры из патериков про отцов-пустынников, цитировал  преподобного Ефрема Сирина и других отцов. Он и сам  общался со многими, кого уже в наши дни канонизировали[6].

Не раз отец Евлогий говорил, что братство монастыря создается годами, если не веками, а это гораздо труднее, чем просто отстроить здания и храмы монастыря… Все говорили ему о необходимости восстанавливать стены, корпуса и храмы, но никто не упоминал о возрождении братства монастыря. Это лишь подразумевалось, как бы имелось в виду, когда шла речь о возрождении Данилова. А если отец наместник  брал кого-то  в монастырь, то должен был представить его не иначе, как специалистом в строительном деле. Так понимали Данилов все, в том числе и церковный мир. Многие и устремились в монастырь, чтобы поработать в нем, выступить со своими идеями, но не более. Отсюда возникли проблемы в духовной жизни обители[7].

***

На первых порах в обители не совершались монашеские постриги, но новым насельникам монашескую одежду давали, чему они были чрезвычайно рады.  Первый этап жизни в монастыре – быть послушником. Это время испытания на пригодность к жизни монастырской, жизни в смирении, послушании, терпении. Не все справились с новыми условиями существования и неизбежно возникавшими искушениями.

Одними их первых в число даниловской братии были зачислены выпускники Московской духовной семинарии Виктор Воронин (в будущем духовник Даниловой обители архимандрит Даниил; † 2020),   и Александр Сахаров (ныне игумен Кирилл), настоятель московского храма Николы на Берсеневке и протоиерей Павел Шишков (в будущем схиигумен Рафаил; 2018).

А первые постриги в рясофор стали возможны в монастыре только в 1984 году, через год после его возвращения Церкви. О них сообщили церковные издания и светская пресса в России и за рубежом. Это говорило  о высоком интересе к возрожденному монастырю, свидетельствовало о том, что московская обитель начала жить полнокровной жизнью. Так была заложена основа будущего даниловского братства, давшего Русской Православной Церкви многих архипастырей.

Первые годы восстановления монастыря – время особых трудностей, когда надо было сочетать строительные и реставрационные работы с молитвой в храме и монашеским укладом жизни. Однако отец Евлогий считал, что, несмотря на все трудности, это были лучшие годы для обители. Он вспоминал, что все ходили на полунощницу, стояли до конца как на утренних, так и на вечерних богослужениях, какими бы длинными они ни были, не роптали ни на строгий пост, ни на тяжесть послушаний, не пропускали братской трапезы, внимательно слушали чтение житий и творений святых отцов и в храме, и во время обеда и ужина и дружно выходили на общие работы по монастырю. Однако потребовалось еще немало времени, чтобы даниловскому братству полностью войти в ритм и дух иноческой жизни.

Несмотря на огромную занятость, отец наместник находил время вести беседы со всей братией и с каждым в отдельности. Стержнем духовной жизни в монастыре стала исповедь, ей в обители придавали особое значение. Для отца наместника духовничество было небесполезным и в смысле знакомства с внутренним миром братии.

В 1991 году в первом номере  литературно-исторического альманаха «Даниловский благовестник» были опубликованы «Советы инокам» епископа Владимирского и Суздальского Евлогия (в архиве издательства сохранились машинописные листы под заголовком «Поучение о монашеской жизни»). К этому времени за плечами владыки уже был не только четвертьвековой опыт монашества, но и великий труд по возрождению двух знаменитых русских обителей – Данилова монастыря и Оптиной пустыни, но можно полагать, что эти «советы» были продуманы уже в годы его настоятельства в Даниловом. Владыка Евлогий говорил, «чтобы монастырь отвечал своему назначению, издревле определенному святыми отцами Церкви, чтобы он поистине удовлетворял каждого живущего в нем и приносил пользу людям, миру, надо всем насельникам его, как давшим обеты, твердо помнить, что только их духовная жизнь (п/ж мой. – еп. А.), как главное из дел, единственно может оправдать этот благодатный институт <…>» Типикон, заключивший многовековой опыт монашеской жизни, должен стать законом богослужебной жизни каждого монастыря[8].

Естественно, что душой Данилова монастыря, его подлинным предназначением стало богослужение. Первая даниловская молельня находилась в братской трапезной, сравнительно небольшом помещении в восточном проеме  Святых врат монастыря. Здесь 3 сентября 1983 года было отслужено всенощное бдение, а когда подготовили Покровский храм, службы стали  уставными, что пришлось по сердцу не только братии, но и первым прихожанам, преимущественно из сотрудников и рабочих монастыря. Недоставало только Божественной литургии, которую пришлось ждать почти два года. Первую Литургию в возрожденном Даниловом монастыре отслужили после освящения престола в Покровском храме – 8 июня 1985 года.

Богослужение в Данилове, начавшись с краткого, как «в пути сущим»,  постепенно переросло в уставное монастырское, каким отличались русские обители в прошлом.

Следует сказать, что в первые годы распорядок служб менялся достаточно  часто. Со временем, когда в монастыре умножалось число братии, стало возможно поставить богослужение на новый уровень. Архимандрит Евлогий вспоминал, что с утра обязательно читались полунощница, Апостол и Евангелие. Вечером, после ужина, – краткая вечерня, вечерние молитвы и монашеское правило. Однако вскоре порядок был изменен, сделав монашеское правило келейным и введя суточный круг богослужений: вечерню, повечерие, полунощницу и утреню. Сюда же присоединили неопустительное чтение из «Пролога», «Житий святых», творений святых отцов и «Добротолюбия». Отец наместник считал,  что эти изменения придали службам новую духовную силу.

Одним из первых деяний архимандрита Евлогия стало восстановление устава, который соблюдался в монастырях до революции: он взял благословение у Святейшего Патриарха Пимена, чтобы восстановить естественный ход богослужения, – рано утром служить сначала полунощницу, а потом утреню, часы и Божественную литургию, как и было установлено в Церкви с первых веков христианства[9]. По субботам служили по Октоиху, где положен чин по усопшим. Читались все синодики, и особенно древлебратские, начиная с первого игумена Данилова монастыря Иоанна и кончая последним – архиепископом Феодором. Это был большой список имен настоятелей и наместников святой обители. Присоединяли и синодик последней братии монастыря, переданный в обитель старожилами Данилова.

***

Три года, с мая 1983 года по сентябрь 1986  года, возглавлял Данилов монастырь архимандрит Евлогий, но, как много удалось сделать  за это короткое время. Несомненно, возрождение архитектурного комплекса Данилова монастыря, а главное – духовной жизни монастыря – не могло осуществиться без Божией помощи и Небесного покровителя обители святого благоверного князя Даниила. Недаром сам отец Евлогий назвал книгу, в которой рассказывает о своих трудах, «Это было чудо Божие» и, прежде всего, помощь Божия проявлялась в благодатном воздействии на людей. Сегодня без преувеличения можно сказать, что восстановление  Данилова монастыря всколыхнуло религиозную жизнь православных людей СССР. Устав монастыря стал ориентиром для многих монастырей и храмов, которые вскоре появились по всей стране, а профессиональные знания, полученные мастерами самого разного профиля из мирян и иноков в Даниловом монастыре впоследствии помогли их возрождению

Восстановленным, обновленным, окрепшим – таким предстоит сегодня миру Данилов монастырь. Основатель монастыря, святой покровитель Москвы благоверный князь Даниил Московский, который укрепил град Москву и много потрудился для объединения Русских земель, и сегодня предстает пред нами во облике кротости и смирения. И мы молимся нашему небесному покровителю о том, чтобы быть не только людьми, которые знают богослужебные тексты и наполняют храмы по воскресным и праздничным дням. Мы молимся о том, чтобы стать людьми, которые живут со Христом.


1. Архиепископ  Евогий (Смирнов). Это было чудо Божие. История возрождения Данилова монастыря. – М.: Даниловский благовестник, 2000. С. 3.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб. 1816. С. 202.

3. 24 ноября 1986 года, выступая в Ташкенте, Горбачев призвал вести решительную борьбу с проявлениями религиозности.  Источник: https://m.realnoevremya.ru/articles/266365-chem-primechatelna-data-24-noyabrya

4. Евлогий (Смирнов), митрополит Владимирский и Суздальский.  Открытие каждого монастыря предваряло чудо //https://monasterium.ru/publikatsii/intervyu/otkrytie-kazhdogo-monastyrya-predvaryalo-chudo/

5. Отец Иосиф (Евсенок (Евсеенок) – один из легендарных лаврских старцев, который смог вернуться в родную обитель после ее открытия в 1946 году. Возрождение Лавры застали всего несколько ее дореволюционных насельников, отец Иосиф – один из них.

6. См. Сергей (Амуницин), игумен. Живет рядом с тобой святой человек и живет… Памяти митрополита Евлогия (Смирнова) // https://pravoslavie.ru/133032.html

7. См. Архиепископ  Евогий (Смирнов). Это было чудо Божие… С. 170–171.

8. См. Евлогий (Смирнов), епископ Владимирский и Суздальский.  Советы инокам // Даниловский благовестник. – М.: Вып. № 1.  1991. С. 46. 

9. См. Михей (Разиньков), иеромонах.  Крест свой надо вызолотить! Светлой памяти митрополита  Евлогия (Смирнова) //https://ruskline.ru/analitika/2020/08/31/poslednii_iz_mogikan. Дата доступа: 04.11.2024.

1
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.