Братия и Сестры! Придел во имя благоверного Князя Даниила Московского нуждается в вашей помощи! Любая сумма для нас будет значима! Пожертвовать
×

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский. Старец и ученик

Доклад наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита, ныне епископа Солнечногорского, Алексия (Поликарпова) на конференции «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления»

Интерес к духовному наследию святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, не исчезает до наших дней. Конференция, прошедшая к 150-летию святителя  яркое тому подтверждение.

Значение наследия епископа Игнатия невозможно переоценить. В духовном творчестве он очевидно опередил свое время. Свидетельством является то, как сегодня воспринимаются многие его мысли: они не просто современны, они – злободневны, задевают за живое, вызывают самую острую полемику. В своем выступлении я попробую проиллюстрировать сказанное.

Я бы хотел остановиться на одной не совсем обычной книге, которая хранится в Церковно-историческом музее Данилова монастыря. Речь идет о пятом томе сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству» (СПб., 1886), который в 1987 году подарила монастырю Ольга Николаевна Вышеславцева (инокиня Мария). Чем же необычна эта книга? На ее полях, на концевых полосах и на небольших, аккуратно вклеенных листочках бумаги – карандашные записи, подчеркивания, выделения в виде вертикальной полосы или знака «+», сделанные рукой преподобного Никона Оптинского, исповедника († 1931).

Иеромонах Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев; 1888–1931) – ближайший ученик преподобного Варсонофия (Плиханкова), который вел его по лестнице духовного восхождения. Свой подвижнический путь преподобный Никон завершал уже в миру, после закрытия Оптиной пустыни. Поселившись недалеко от обители, в городе Козельске, он продолжал духовное окормление своих чад. В июне 1927 года отец Никон был арестован и помещен в калужскую тюрьму. По его просьбе одна из духовных дочерей передала ему в камеру пятый том сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству». Почему именно эту книгу?

Ответ на этот вопрос, мне кажется, мы можем найти в дневнике отца Никона, в записи от 18 июля 1910 года: «5 июля я спросил батюшку (преподобного Варсонофия Оптинского. – Еп. А.) о значении и смысле заключения 5-го тома сочинений еп.[ископа] Игнатия. <…>

– Пятый том сочинений еп.[ископа] Игнатия, – говорил батюшка, – заключает в себе учение св.[ятых] отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания св.[ятых] отцов. Очень глубоко смотрел еп.[ископ] Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении еп. [ископа] Феофана (Затворника. – Еп. А.). Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта…».

Перед этапом на Колыму отцу Никону было разрешено свидание с духовными детьми, на котором ему удалось вернуть книгу со своими пометками. Он незаметно передал ее одной из своих духовных дочерей, монахине Амвросии (Оберучевой), и она вынесла ее, спрятав в широкий рукав монашеской одежды.

Записи отца Никона – его завещание своим духовным чадам, живое свидетельство его старческого духовного подвига. Именно так они часто и публикуются: «Завещание духовным детям», «Завещание преподобного Никона». Но ведь записи старца Никона появились на страницах книги святителя Игнатия в связи и по поводу прочитанного им. Они неразрывны с книгой епископа Кавказского. Здесь важно то, что мы читаем книгу великого русского подвижника святителя Игнатия (Брянчанинова), но вместе и под духовным руководством другого великого русского подвижника – преподобного Никона, последнего Оптинского старца.

Книга, хранящаяся в музее Данилова монастыря, показывает, кáк надо читать Священное Писание и творения cвятых отцов, дает хороший урок внимательного вдумчивого изучения прочитанного материала. К девятой главе (страницы 50–52) «О чтении Евангелия и отеческих писаний» отец Никон сделал несколько замечаний. Приведем одно из них, написанное на спусковой полосе страницы 50:

«Старцы советуют читать и перечитывать творения святых отцов. Они глубоки и понимаются постепенно. Предметы их – духовная жизнь, а она обширна: “широка заповедь Твоя зело”. Духовному росту предела нет. Поэтому перечитыва­ние имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели много читать наскоро». (Подчеркнуто прп. Никоном.)

Прислушаемся еще к одному совету: «Хотя сочинения преосвященнейшего епископа Игнатия Брянчанинова преимущественно имеют в виду монашескую жизнь, но их можно рекомендовать и всякому христианину (монаху и мирянину), желающему изучить требования и основы христианской жизни и нравственности в строгом святоотеческом освещении и Православии: изучить не для простого любопытства, а для того, чтобы по ним строить свою жизнь с целью вечного спасения души».

Фото: 
Pinterest
1

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.