Братия и Сестры! Придел во имя благоверного Князя Даниила Московского нуждается в вашей помощи! Любая сумма для нас будет значима! Пожертвовать
×
История формирования некрополя | Московский Данилов монастырь

История формирования некрополя

Некрополь Данилова монастыря — одно из древнейших мест погребения на территории Москвы ведет свое начало от братского кладбища, где в 1303 г. был погребен основатель обители святой благоверный князь Даниил, завещавший похоронить себя «конечного ради смирения» именно здесь. Три с половиной столетия мощи святого князя находились под спудом, вплоть до их обретения в 1652 г.

После перевода обители в Кремль на монастырском кладбище стали хоронить не только умерших иноков, но и жителей Даниловской слободы. О том, что в XVI-XVII вв. на территории монастыря проводились погребения, свидетельствуют отдельные надгробия (намогильные плиты древнего некрополя, сдвинутые со своих первоначальных мест, вторично использовались при строительстве фундамента храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов) и некоторые находки того времени (погребальные сосуды для елея).

В 1771 г. был издан царский указ о запрете хоронить умерших в городах. В соответствии с ним, почти за столетие на территории Данилова монастыря сформировался обширный некрополь, который со временем приобрел мирской характер. В 1836 г. кладбище было благоустроено: места погребения ограждены металлическими решетками, между линиями могил устроены дорожки, могильные памятники был обсажены деревьями, кустарниками и цветниками. Некрополь Данилова монастыря считался весьма престижным кладбищем в XVIII и особенно в XIX вв.

В 1876 г. территория некрополя увеличилась вдвое: с запада к монастырю была присоединена и огорожена новой стеной территория, равная по площади прежней. Теперь кладбище занимало место от восточной ограды до Соборной площади, окружало Троицкий собор, захватывало северо-западную часть старой территории и практически всю новую. На фотографиях того времени видно, что некрополь на новой территории прекрасно распланирован и весь утопает в зелени.

В течение веков на кладбище обители погребали не только настоятелей и иноков монастыря, но также и монашество и духовенство других московских монастырей обителей и приходов. В погребениях духовных лиц на монастырском кладбище участвовали братия Даниловой обители. Часто иноки во главе с настоятелем встречали похоронную процессию в Святых вратах с иконами и хоругвями и под колокольный звон провожали усопшего к месту захоронения, где служили заупокойную литию.

Уже к концу XVIII в. на монастырском кладбище стали хоронить без разбора сословий и званий. Раньше, чтобы похоронить умершего, его родственники должны были получить в полиции так называемый «билет», подтверждающий, что покойный «почил с миром», и дающий право беспрепятственно предать его земле по православному обряду. Когда-то это делалось, прежде всего, для того, чтобы исключить погребение на православном кладбище самоубийц. Но впоследствии «билет» стал свидетельствовать главным образом, что смерть данного лица не имеет криминального характера.

В Даниловом монастыре хоронили главным образом зажиточных мещан, дворян средней руки, купцов, но были и захоронения титулованных особ. Многие из погребенных в обители являлись вкладчиками монастыря. Здесь нашли свой последний приют князья Голицыны, семья фон Розенов, княгиня Екатерина Петровна Хованская (сестра декабриста В. П. Ивашева), княгиня Екатерина Степановна Барятинская, генерал-майор, губернский предводитель дворянства в 1812 г. Василий Дмитриевич Арсеньев, генерал от инфантерии, писатель Иван Александрович Вельяминов, действительный статский советник Григорий Михайлович Безобразов и многие другие представители знатных российских родов.

Причем «благотворителей и благоукрасителей» монастыря, внесших значительный вклад в обитель, часто хоронили на самых почетных местах, в том числе и под храмами. Так, в подклети храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов находились усыпальницы купеческих родов Савиных и Ляпиных, интерьер которой был оформлен известным архитектором Ф. О. Шехтелем. В подклети Троицкого собора находилась усыпальница знаменитой в Москве семьи купцов-дворян Куманиных, которые вместе с почетными гражданами Москвы Шестовыми пожертвовали средства на строительство этого собора.

К середине — второй половине XIX в. на территории монастыря сформировался обширный некрополь, где были захоронены выдающиеся деятели науки, искусства и культуры России, среди которых, в первую очередь, надо назвать великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Здесь нашли свой последний покой декабрист, член Северного общества Дмитрий Иринархович Завалишин, академик, историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов, художник Василий Григорьевич Перов — автор таких известных всем картин, как «Тройка», «Птицелов», «Охотники на привале», а также портретов А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева. Большинство его работ находятся в Третьяковской галерее, где существует отдельный «перовский» зал. У северо-восточного угла Троицкого собора был похоронен известный пианист и дирижер, один из основателей московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн.

Особенно любили древнюю московскую обитель славянофилы и люди, близкие им по духу. Их погребения образовали целый участок между юго-западным углом храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и северо-восточным фасадом Дома настоятеля. В южной части этого участка, рядом с крыльцом Дома настоятеля, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Недалеко от него могила друга Пушкина — поэта Николая Михайловича Языкова, вместе с которым погребен историк Дмитрий Александрович Во(а)луев. Рядом был установлен точно такой же памятник одному из основателей славянофильства — богослову, философу, писателю Алексею Степановичу Хомякову и его супруге Екатерине Михайловне.

Напротив угла Дома настоятеля в массивной чугунной ограде находились плита и высокий белый мраморный крест на могиле общественного деятеля, ученого-энциклопедиста, известного русского предпринимателя Федора Васильевича Чижова. Около Троицкого собора на могиле активного разработчика крестьянской реформы 1861 г. Владимира Александровича Черкасского и его супруги Екатерины Алексеевны был поставлен красивый памятник из серого гранита в форме древнего креста. По другую сторону дорожки был погребен философ, публицист, видный общественный деятель Юрий Федорович Самарин. Недалеко от входа в Троицкий собор покоился друг Хомякова и других славянофилов издатель и публицист Алексей Иванович Кошелев.

Рядом с могилой Н. М. Языкова возвышалась колонна белого мрамора, увенчанная урной с крестом, которую воздвигли в 1841 г. одесские болгары Юрию Ивановичу Венелину, ученому слависту, чьи труды пробудили в болгарской интеллигенции национальное самосознание и явились стимулом для работы над просвещением народа, исследованием языка, истории и творчества.

Октябрьская революция кардинально изменила судьбу Данилова монастыря. В 1930 г. старейший московский монастырь был закрыт, на его территории разместили приемник для несовершеннолетних правонарушителей, в связи с чем некрополь Данилова монастыря подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений было решено перенести на новое место. На кладбище Новодевичьего монастыря были перезахоронены: Н. В. Гоголь, Д. А. Валуев, Н. Г. Рубинштейн, А. С. Хомяков и Е. С. Хомякова; на кладбище Донского монастыря — В. Г. Перов.

Монастырское кладбище в Даниловом монастыре в его изначальном виде не сохранилось. Для увековечения памяти всех похороненных в Даниловой обители был создан символический некрополь. Он расположен к востоку от Резиденции Святейшего Патриарха, у Нагорной башни, вдоль северного прясла монастырской ограды. Здесь были погребены останки из безымянных могил, вскрытых в процессе земляных работ при восстановлении монастыря В память обо всех, некогда похороненных в Даниловом монастыре, был поставлен крест и в мае 1988 г. освящена Поминальная часовня. На северной монастырской стене установлены мемориальные доски.

В монастыре идет работа по составлению полного Даниловского синодика. Подробнее о монастырском кладбище можно прочитать в монографии Л. А. Беляева «Некрополь Данилова монастыря в XVIII–XIX веках: историко-археологические исследования (1983–2008)». Издательство «Даниловский благовестник»; Институт археологии РАН. М., 2012.

Некрополь

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.