Проповедь насельника Данилова монастыря игумена Феофана (Крюкова) в Субботу Акафиста
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Сегодня, в субботу пятой седмицы Великого поста, Святая Церковь в особой торжественной форме воспевает Пресвятую Богородицу. Богослужение этого дня не похоже ни на одно другое богослужение. Кто был вчера на утрене, слышал, как братия читали и пели акафист Божией Матери, чередуя его с кафизмами и каноном. В состав этого праздничного богослужения входит и торжественное пение акафиста Божией Матери, отчего и самая служба носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».
Что же такое акафист? Слово это в переводе с греческого означает «неседален», неседальное пение, то есть пение, во время которого нельзя сидеть. Появление этого акафиста обычно связывают с историческими событиями, происшедшими в VII веке в Константинополе. Город был окружен иноплеменниками, и казалось, что ничто уже не сможет помочь его жителям. Чувствуя недостаточность своих сил, люди обратились с молитвой к Богу и Пресвятой Богородице, и помощь не заставила себя ждать: чудесным образом враг был разгромлен.
В память этой победы боголюбивые жители града Константинополя совершили благодарение – целую ночь стоя воспевали хвалебные песни в честь Божией Матери (а до этого там существовал обычай во время исполнения песнопения сидеть). С этого времени в воспоминание этого великого чуда и было установлено празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Чудесное избавление жителям Константинополя пришло во время Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь на 5-й субботе Великого поста. Этот первый и самый совершенный из акафистов был составлен тогда же, в VII веке, на основе более древних кондаков, в которых воспевались события Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Господа Иисуса Христа. Святая Церковь установила праздновать и воздавать похвалы Пресвятой Богородице стоя. С тех пор этот акафист читается во время Великого поста на богослужении для утверждения кающихся, в надежде на заступление Божией Матери, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Как уже было сказано выше, высокое поэтическое боговдохновенное достоинство акафиста, по-видимому, связано с тем, что он составлен на основе более древних кондаков и отеческих преданий, воспевающих Божию Матерь. Мы не знаем, какие это были кондаки, но до нас дошел один исторический документ, в котором с удивительной силой воздаются похвалы Пресвятой Богородице. Этот документ – письмо ученика апостола Павла, священномученика Дионисия Ареопагита, обращенное к апостолу Петру.
Он писал, что когда он был введен в высочайшее присутствие Девы, увидел Ее светлообразный лик, то сердце его исполнилось такой неизъяснимой радости и полноты блаженства, что, не будь он хорошо наставлен в основах истинной веры, то счел бы Ее лицо Божеством. Автор говорит при этом, что продлись еще чуть более это созерцание, его душа рассталась бы с телом. Он приобщился в полноте блаженству будущего века, и это лишь в минутном созерцании Пречистой Девы.
И как бы продолжая это созерцание в наше время, один церковный писатель и проповедник, рассказывая нам об этом событии, воскликнул: «Какую же великую награду получил Иоанн Богослов у Креста от Господа, сказавшего: се, Матерь твоя, что в последующие годы он всегда был неподалеку от Нее, оберегал Ее, заботился о Ней и, стало быть, всегда уподоблялся созерцанию Пречистого Лика; всегда слышал Ее голос, который имеет свойства умягчать сердца и воскрешать к вечной жизни даже закоренелых грешников».
Братья и сестры, в этот день и нам уместно с особенным усердием и благоговением прочитывать акафист Пресвятой Богородице и возносить Пречистой Деве похвалы и благодарения словами, взятыми из него. Каждый может найти себе слова по сердцу. Вот, например, слова из 7-го икоса: «Радуйся, рождшая Наставника заблуждшим. Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая. Радуйся, Невесто Неневестная». И еще: «благодарственная восписуем Ти раби, Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». Аминь.
Проповедь произнесена в 2000-х гг.