Преподобный Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта (1 апреля) 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии, в благочестивой крестьянской семье. В Святом Крещении мальчик был наречен Василием, в честь святого Василия Нового исповедника.
С раннего возраста Василий выделялся среди сверстников необыкновенным усердием и сообразительностью. Практически самостоятельно он освоил грамоту и основы счета. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, любил он читать и жития святых. В воскресные и праздничные дни Муравьевы всей семьей ходили на службу в храм. Когда позволяли время и обстоятельства, паломничали по святым местам, особенно нравились Василию поездки в Троице-Сергиеву лавру и Гефсиманский скит. Позже старец этого скита иеромонах Варнава (Меркулов) станет духовником Василия, с юных лет долго мечтавшего стать монахом, вопреки складывающимся жизненным обстоятельствам.
В 1876 году скончался отец Василия, и десятилетний отрок взял заботу о семье на себя. Он воспользовался предложением односельчанина, работавшего в Санкт-Петербурге, и отправился вместе с ним на заработки. Начинал подросток с должности рассыльного в одной из лавок Гостиного двора. Его необычайное трудолюбие, исполнительность и несомненный коммерческий талант не остались без внимания. Со временем ему стали поручать более ответственные дела: Василий стал помощником приказчика, а к семнадцати годам — старшим приказчиком. Большую часть денег он отправлял больной матери и при первой же возможности ездил в родную деревню, чтобы помочь ей содержать дом и хозяйство.
В возрасте двадцати четырех лет он женился. В двадцать шесть лет, имея большой опыт и прочные торговые связи, Василий сумел организовать собственную контору по заготовке и продаже пушнины. Он успешно торговал в России, Германии, Англии, во Франции, но никогда не забывал о своей мечте: часто посещал храм, много молился, в поездках по торговых делам старался посещать святые места, большую часть доходов отдавал на нужды монастырей и богаделен. В 1895 году в семье родился сын Николай, а спустя некоторое время — дочь Ольга. После смерти годовалой дочери супруги, по обоюдному согласию, стали жить, как брат с сестрой, готовя себя к будущей монашеской жизни.
Вплоть до 1917 года Василий Николаевич оказывал Церкви материальную помощь, большие средства жертвовал он и на благотворительность. После революции Муравьевы потеряли не только капитал, но и начали опасаться за собственную жизнь: в стране начались гонения на веру. Они имели возможность отправиться в эмиграцию, но не захотели оставить Россию.
В 1920 году, когда многие «страха ради иудейска» оставили Церковь, семья Муравьевых решила принять монашество: Василий Николаевич хотел поступить в братию Троице-Сергиевой лавры, однако Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил его принять монашеский постриг в Александро-Невской лавре. 29 октября 1920 года он был пострижен в монашество с именем Варнава, в честь своего духовного наставника, Варнавы Гефсиманского. Приблизительно в это же время жена Василия, Ольга, была пострижена в монашество с именем Христина, в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Все оставшиеся средства Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в лавру было предано сорок тысяч рублей в золотой монете.
11 сентября 1921 года отец Варнава был рукоположен в сан иеромонаха. Вместе с пастырской деятельностью он занимался и хозяйственными нуждами лавры. Здесь ему очень пригодился прежний предпринимательский опыт. Со временем он был избран членом Духовного Собора и ему был доверен ответственный пост казначея лавры. Приблизительно в 1926–1927 годах он был рукоположен в великую схиму с наречением имени Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского, и вскоре был избран духовником лавры. Господь наградил его даром прозорливости и чудотворения. Батюшка принимал в лавре не только братию, но и прихожан, нуждающихся в его молитвенной помощи. Старцу было открыто духовное состояние его чад, где бы они ни находились.
Через несколько лет здоровье отца Серафима резко ухудшилось, сказалось долгое пребывание на холоде во время богослужения. Какое-то время он старался скрывать свою болезнь, продолжая исполнять послушание, но однажды просто не смог встать с постели.
В 1930 году, по благословению митрополита Серафима (Чичагова) и рекомендации врачей, он покинул лавру и три года жил в поселке Поповка, а в 1933 году перебрался на жительство в поселок Вырицу, расположенный в шестидесяти километрах южнее Санкт-Петербурга. Чтобы ухаживать за старцем и помогать ему, вместе с ним переселилась его бывшая супруга, а ныне схимонахиня Серафима (монахиня Христина) вместе с двенадцатилетней послушницей Маргаритой, их внучкой.
Вскоре к старцу устремился поток богомольцев из Вырицы, северной столицы и других городов для утешения, благословения, совета. Близкие, старясь беречь его здоровье, пытались ограничить круг общения, но батюшка сказал, что пока у него будут силы, он будет принимать всех, кто имеет в этом нужду. Все это время он испытывал сильные боли, особенные страдания доставляли ноги (закупорка вен нижних конечностей), однако старец мужественно переносил эти испытания. Священники местной церкви еженедельно причащали его Святых Христовых Таин.
Около 1935 года Вырицкий старец, в подражание преподобному Серафиму Саровскому, принял на себя подвиг молитвы на камне. Делал он это по мере возможности и сил и когда позволяло здоровье. Но после начала Великой Отечественной войны, ища заступничества Господа нашего Иисуса Христа, он стал молиться на камне ежедневно, несмотря на свои немощи и болезни, холод и жару.
Многие местные жители спрашивал его, следует ли им покидать дома и уезжать в эвакуацию, старец отвечал, что все дома в поселке будут целы и никто из жителей не погибнет. Так и случилось: в Вырице была размещена тыловая команда православных румын — ни грабежей, ни убийств в поселке не было. С самого начала войны он верил в нашу победу и не боялся об этом говорить открыто. На вопрос оккупантов, когда будет взят Ленинград, он ответил, что никогда. Узнав об этом, комендант приказал расстрелять преподобного Серафима. Старец встретил пришедших с крестом в руках и спросил на немецком языке, который изучил во время своих торговых поездок в Германию: «А в кого вы будете стрелять: видите у меня крест со Спасителем, в Христа будете стрелять? А еще говорите, что вы верующие». Каждому из солдат он сказал, сколько у него детей, а коменданту просил передать информацию, которая лично его касалась. Убедившись в истинной прозорливости старца, комендант отменил свой приказ.
Удивительным свидетельством его дара предвидения является стихотворение, хорошо известное каждому православному, которое батюшка написал около 1939 года, когда ничего еще не предвозвещало возрождения Церкви в России:
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
В 1945 году почила о Господе схимонахиня Серафима, батюшка понимал, что скоро придет и его черед. Последние годы своей жизни он был прикован к постели, иногда даже не находил в себе сил отвечать на записки. 3 апреля 1949 года преподобный старец Серафим Вырицкий скончался.
В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви преподобный Серафим Вырицкий был прославлен в лике святых. В этом же году над могилой святого старца была воздвигнута деревянная часовня. Еще задолго до его прославления среди верующих Ярославской епархии распространялись фотографии старца и молитва «От Меня это было».
Тропарь преподобного, глас 4-й
Яко пресветлая звезда Русския земли, возсиял еси в веси Вырицстей, преподобне Серафиме, и благодатию Святаго Духа наставляемь, светом чудес твоих страну нашу озарил еси. Темже ко гробу твоему притекающе, умильно глаголем: моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного, глас 5-й
Древним отцем подражая, подвигом добрым подвизался еси и, благодать Духа Святаго обильно стяжав, Саровскому угоднику уподобился еси и многим путь спасения явил еси. Сего ради зовем ти: радуйся преподобне Серафиме, Александро-Невския лавры дивный подвижниче и Вырицкия веси славная похвало.