Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Даниила Московского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы
17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти благоверного великого князя Даниила Московского (1303), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Преосвященство, дорогой владыка наместник! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Всегда с особым чувством совершаю богослужение в Даниловской обители. Старшее поколение помнит, что открытие этой обители было первым знаком перемен в церковно-государственных отношениях в нашей стране. До этого и представить было невозможно, чтобы в городе Москве был открыт хоть какой-то храм. И возрождение Даниловской обители стало действительно неким откровением, позволив взглянуть на мир, на самих себя с другой точки зрения, осознать, что тяжелые годы гонений, притеснений — могу употребить даже очень резкое слово — издевательств над религиозным чувством народа уже позади.
И можете себе представить, с какой радостью мы открывали эту обитель, с какой радостью освящали этот святой храм, с какой радостью и надеждой на Господа взирали в будущее! При этом вполне сознавая, что никогда в истории рода человеческого, после грехопадения, не было так, чтобы все складывалось благополучно, будь то в личной жизни или в жизни народов и государств. Почему так? А потому что, как очень сильно сказал Федор Михайлович Достоевский, диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие. Если бы только Господь Бог являл Свое присутствие в жизни рода человеческого и личной жизни каждого, то это был бы рай на земле. Но присутствует и темное, злое начало, и мы знаем, какими искушениями, соблазнами, изменами сопровождается личная жизнь всякого человека. Но ведь нечто подобное происходит также в жизни государств и народов, и история нашего Отечества — яркий тому пример.
Но как Господь ведет Свой народ? Во времена, предшествовавшие открытию Даниловской обители, трудно было даже представить возрождение религиозной жизни в нашей стране. Трудно было представить, что будут не только открываться закрытые храмы, но и строиться новые, хотя надежда всегда оставалась в наших сердцах. Говорю «в наших», потому что принадлежу тому самому поколению, которое с восторгом и надеждой встретило открытие Даниловской обители и перемены в жизни нашего народа, радуясь все большим свободам для жизни нашей Церкви.
Но мы должны помнить, что и хорошее, и плохое во многом зависит от нас. Господь нам посылает радостные, мирные, спокойные времена, но Он же проводит нас через искушения и большие трудности. История Отечества нашего являет нам череду событий, череду эпох, когда доброе, спокойное, мирное, наполненное духовной жизнью существование народа сменялось на нечто совершенно противоположное.
Господь дает каждому по делам его не только в жизни будущего века, но и в этой жизни. И потому сегодня, наслаждаясь теми свободами, которые имеет Церковь, мы ни в коем случае не должны почивать на лаврах. Вот почему и я недостойный, и епископат нашей Церкви призываем сегодня верующий народ не только приходить в Божии храмы, но воспитывать своих детей, открывать для них воскресные школы, стараться привносить свет Христовой истины и в те сферы общественной жизни, которые до недавнего времени были для нее закрыты, но теперь мало-помалу открываются.
Огромная ответственность лежит на нашей Церкви за сохранение в нашем народе Православия, благочестия, душевной и телесной чистоты. Вот сегодня мы вспоминаем изгнание первых людей из рая, драматическое событие на заре человеческой истории. Все было дано людям: чудный сад, где произрастали круглый год замечательные плоды, дававшие пропитание; рядом животный мир, и никакие хищники не посягали на жизнь людей или на жизнь друг друга. Все находилось в совершенно особой гармонии, являя пример того, как устраивается жизнь вместе с Богом, когда невозможны конфликты, обиды или нечто более опасное для человека. Богозданный рай явил людям образ абсолютного счастья в гармоничных отношениях, в первую очередь, с Богом, друг с другом, а через это — и с окружающим миром. Конечно, этот образ померк в течение истории, но Церковь его сохранила и напоминает нам о том особом земном бытии рода человеческого, когда не было печали и воздыханий, когда счастье было естественным состоянием человека и не было никакого иного состояния, а только сознание полноты бытия. Все это было потому, что жизнь людей была в гармонии с Божественным законом, и, покуда люди исполняли закон, оставалось именно так. Но отступили от закона, и были изгнаны из рая, потому что лишили самих себя возможности оставаться в той системе отношений друг с другом и с окружающим миром, который Господь предопределил людям, требуя от них только одного — послушания Его воле.
А в каком смысле мы можем говорить об актуальности этого повествования? Может быть, это так было давно, что и не имеет никакого к нам отношения? Совсем нет! Если мы живем в гармонии со своей совестью, если мы верим в Господа и живем в соответствии с Его законом — не в полной мере, конечно, но настолько, насколько наши плоть и кровь позволяют нам это, — мы способны сами в себе воспроизвести тот самый рай. Ведь чем была жизнь святых угодников? Нас поражают подвиги затворников, постников, которые уходили в пустыню или дремучие леса. Невероятно! Как они там жили, чем питались, почему дикие звери их не разорвали? Да именно потому, что в их сердце был рай и никакая злая сила не могла прикоснуться к этим людям. Достаточно вспомнить святого преподобного Серафима Саровского — в течение тысячи дней он находился в лесу, молился на камне, и к нему приходил медведь, которого преподобный кормил с руки хлебом. И все это было зафиксировано, ведь преподобный Серафим жил не так давно. Это ли не видение рая? Но если это было возможно в Саровских лесах, значит, это и везде возможно, если мы хотим иметь такие же отношения с Богом и друг с другом.
Поэтому сегодняшнее воспоминание об изгнании людей из рая должно каждого нас настроить вот на какую мысль и на какую молитву: «Господи, я не хочу лишиться рая! Я не хочу потерять надежды на рай здесь, во время земной жизни! Я не хочу, чтобы ад начался уже здесь, при моей жизни, в моей душе, в моей семье, в общении с окружающими меня! Огради меня от этого ада, дай мне прикоснуться к Твоему Божественному бытию, к Твоему закону уже здесь, на земле!» А разве мы не так молимся? Может быть, не теми словами, которые я сейчас предложил, но ведь мы просим у Господа помощи, когда исповедуем пред Ним свои грехи, когда стремимся изменить жизнь к лучшему. И это та же молитва, чтобы Господь нас принял в рай, который всегда начинается здесь, на земле, — для тех, кто имеет возможность обрести его в будущем.
Вспоминая подвиг святых, о которых только что было сказано, мы должны помнить: если и святые угодники достигали этого, то и мы имеем возможность, а главное, должны иметь желание и волю идти именно таким путем, чтобы стремиться к раю. И о том, что мы двигаемся по этому пути, свидетельствуют отблески рая в наших сердцах уже при нашей жизни, если мы чувствуем особую благодать Божию во время молитвы и причащения Святых Христовых Таин.
Всему этому мы научены из жизни святых угодников, ведь сказанное мною не является плодом каких-то личных размышлений. Уверен, что каждый это понимает — потому что не в первый раз слышит, потому что знаком, по житиям святых, с их опытом рая уже в земной жизни. А если так, дорогие мои, то мы должны выйти из этого храма, понимая, что цель нашей жизни — это не сделать карьеру, получать большую зарплату и так далее; это придет само собой, если честно трудишься. Цель — это стяжание рая в сердце. Ни от какой работы, ни от какой зарплаты, ни от какого положения в обществе это не зависит — это зависит от нашей веры, от нашей молитвы и от нашей готовности совершать добрые дела.
И да поможет всем нам Господь идти именно таким, а не каким другим путем, дабы прикоснуться к Его Божественному Царству здесь, при нашей жизни, и, верим, в жизни вечной. Аминь.