Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский (1857)
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический — один из просвещеннейших российских архипастырей, богослов, духовный писатель, выдающийся проповедник и талантливый педагог. Еще при жизни его называли русским Златоустом. Проповеди владыки Иннокентия широко распространились в печатном виде по всей стране и принесли ему всероссийскую известность. Архиепископу также принадлежат духовные произведения, отмеченные высоким богомыслием. Многие верующие специально приезжали из отдаленных мест, чтобы услышать его проповеди, слова и поучения.
Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился в 1800 году в городе Ельце, в семье местного священника. Окончив Воронежское уездное училище и Орловскую духовную семинарию, в 1819 поступил в Киевскую духовную академию. Уже в эти его молодые годы преподаватели отмечали выдающиеся способности юноши, проявил он себя и талантливым проповедником. Способности эти были подкреплены и редким усердием: иногда целые ночи юноша проводил над книгой или за составлением и обработкой проповедей.
По окончании академического курса в 1823 году, Иван Борисов был определен в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но уже через три месяца был назначен ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. Здесь же он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. Через год он назначается бакалавром богословских наук в Петербургской академии, а несколько месяцев спустя — ее инспектором и экстраординарным профессором.
В марте 1826 года отец Иннокентий был возведен в сан архимандрита, а через четыре года, в 1830 году, назначен ректором и профессором богословских наук Киевской духовной академии и настоятелем киевского Братского в честь Богоявления монастыря. С момента создания КДА смена ее ректоров отмечалась довольно часто, но с приходом архимандрита Иннокентия наступил один из самых благополучных периодов в истории академии. С 1831 по 1833 год он читал собственный курс богословских наук. Его лекции вызывали огромный интерес у слушателей. По словам одного из современников, студенты «подкупали или подговаривали сторожа, чтобы он не звонил в колокольчик во время профессорского чтения Иннокентия».
В 1836 году в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архимандрита Иннокентий во епископа Чигиринского. В марте 1840 года он был назначен на епископскую кафедру в Вологду, а спустя десять месяцев перемещен в Харьковскую епархию, где служил около семи лет. За эти годы он восстановил два мужских монастыря и открыл женскую обитель. В 1845 году владыка был возведен в сан архиепископа. В 1847 году он возглавил Херсонскую и Таврическую епархию. До приезда владыки в Одессу в городе действовало всего несколько православных храмов, местные жители подвергались значительному влиянию татар, евреев, старообрядцев и немецких колонистов.
Владыка разработал программу оживления церковной жизни епархии. Одной из главных его забот на новом месте стало восстановление древних христианских памятников в Крыму и основание там монастырей. Он считал Крым древнейшей святыней России и самой уязвимой ее окраиной. Особое значение придавал владыка прославлению Касперовской иконы Божией Матери, он исходатайствовал разрешение на учреждение крестных ходов со святыней. В 1856 году, в коронацию императора Александра II, архиепископ Иннокентий был назначен членом Святейшего Синода.
Архиепископ Иннокентий оказывал значительное влияние на церковную и государственную политику страны. Историк и публицист М.П. Погодин называл его «великим гражданином земли Русской».
С начала Крымской войны владыка Иннокентий принял самое живое архипастырское участие в преодолении ее бедствий: он неоднократно приезжал на места боевых действий, под обстрелами совершал литургии и произносил проповеди, посещал раненых в лазаретах, организовал для них сбор продовольствия и духовных книг. Энергичная и плодотворная деятельность владыки Иннокентия в годы войны снискала ему любовь и уважение паствы и армии.
Архиепископ Иннокентий скончался 25 мая (7 июня) 1857 года в Одессе, в праздник Святой Троицы и был погребен в Преображенском кафедральном соборе. В 1936 году собор был взорван, останки владыки были захоронены на одесском Слободском кладбище. В 1997 году владыка был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. В этом же году состоялось обретение его святых мощей, которые были перенесены в Успенский собор.
8 декабря 2005 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II память владыки Иннокентия была внесена в месяцеслов Русской Православной церкви. С 7 июня 2007 года мощи святого покоятся в воссозданном Преображенском соборе, нижний храм которого освящен во имя святителя Иннокентия.
30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического.
Тропарь святителя Иннокентия Херсонского, глас 4-й
От юных лет прилежа учению благочестия и страху Божию, во благодати Христовой преуспевая, стяжал еси словесная дарования и явился еси неутомимый проповедник спасения, души верных озаряя спасительными смыслы и приводя всех ко исправлению. Святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога дати нам оставление грехов и велию милость.
Кондак святителя Иннокентия Херсонского, глас 1-й
Избранный от Господа благий рабе и верный, Церкви Русския украшение, новый Златоусте, Христова стада пастырю предобрый, святителю Иннокентие, от любве душевныя ублажаем тя заступника и покровителя града нашего. Теплыми твоими молитвами у Престола Пресвятыя Троицы укрепляеми, благодарно зовем ти: Радуйся, богомудре отче Иннокентие, святителю преславный.
Святитель Иннокентий Херсонский
Слово на день Усекновения главы Иоанна Крестителя
Мученическая кончина такого великого и святого мужа, каков был Предтеча и Креститель Господа нашего, без сомнения, была одним из разительных и печальных событий для всей Иудеи. Одни жалели, без сомнения, от всей души, что такой великий светильник, освещавший собою все пределы Израильские, угас навсегда во мраке темничном. Другие проклинали Ирода, который ради безстудной плясавицы не пощадил того, которого уважал и слушал сам до того времени. Иные, вероятно, роптали даже на Промысл, допустивший восторжествовать буйству страстей над правдою и святостью; а иные, наконец, может быть, утверждались в мысли, усмотренной в некоторых в свое время еще Соломоном, яко един конец благому и злому, жертвующему и нежертвующему, и что не стоит хорошо жить, когда благочестивая жизнь не получает никакой награды.
Никто, вероятно, не думал, чтобы сие печальное событие состояло под особенным тайным распоряжением Божиим и допущено с целью чрезвычайною, крайне высокою и благодетельною. А между тем дело точно было так: «Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное». Какое смотрение? То, да и «сущим во аде Спасово проповесть пришествие».
Спаситель мира уже давно был на земли, и скоро готовился окончить Свое земное поприще на земли. Кто не хотел смежить очей, тот давно видел, подобно Симеону, «спасение, еже уготовал Господь пред лицем» всех людей.
Но Спасителя ожидали не одни сущие на земли живых, а и умершие, коих число в сравнении с живыми несказанно больше. Посему надобно было кому-либо возвестить и этим, последним, о пришествии Победителя смерти и ада. И вот, для сего великого дела назначается Промыслом Божиим тот же Иоанн, который предвозвестил явление Спасителя на земли: «да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие».
Что после сего были Ирод с Иродиадою? Они, сами не зная, выполнили тайное определение Промысла. Вина их через то не уменьшается, ибо они не знали сего и действовали по одному безумному своему произволу, в удовлетворение своих страстей. Но судьба праведника является в истинном виде, но пути Промысла Божия, попустившего злодеяние, оказываются премудрыми и благодетельными. Иоанн имел уже много венцов за многие подвиги и дела свои, ему дается еще новый венец мученичества, и вместе с тем новое, великое поручение — быть предтечею и провозвестником Спасителя во аде для всех, ожидавших там Его пришествия. «Да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие».
Как славно было явиться Иоанну в соборе всех усопших от века с радостною вестью о том, что час искупления приблизился, что через малое время грядет в след его Тот, который должен сокрушить главу змия и разрушить державу ада и смерти! Без сомнения, тогда — а это было тотчас после кончины — мученическая смерть его в темнице от спекулатора казалась ему мгновенным исшествием из чертога царского для исполнения чрезвычайных велений Господа славы. Когда возлежавшие на нечестивой трапезе Иродовой смотрели с тайным ужасом на главу Крестителя на блюде, этот Креститель стоял уже в славе небесной пред сонмом праведников и возвещал им событие того, чего они ожидали от века.
Но этого, как мы выше заметили, никто на земли не знал; посему кончина Крестителя должна была производить во всех благомыслящих самые горестные чувства и, без сомнения, по причине ее было пролито множество слез, возбудилось множество вопросов и недоумений и некоторые, может быть, преткнулись о сей камень соблазна до того, что вопрошали в горести: «Есть ли после сего Промысл, когда Иоанн усекнут в темнице от Ирода?»
Что мы должны взять отсюда себе в назидание?
Две вещи: а) не смущаться тем, что в этом мире нередко правда и невинность страдают до конца; это страдание временное и краткое, а награда за него вечная; б) не смущаться так называемыми безвременными кончинами, особенно людей, присных нам.