Благоверный князь Даниил Московский
Cвятой благоверный князь Московский Даниил, младший из четырех сыновей прославленного в истории Церкви и Государства Российского святого благоверного великого князя Александра Невского и его супруги, праведной княгини Вассы, родился в 1261 г. во Владимире-на Клязьме, столице Великого княжества Владимирского. В Святом Крещении он получил имя в честь преподобного Даниила Столпника. Мальчик рано осиротел: в 1263 г., возвращаясь из Золотой Орды на Русь, скончался его отец, а вскоре умерла и мать. Опеку над Даниилом взял на себя его дядя — великий князь Владимирский Ярослав (Афанасий) Ярославич Тверской.
В 1272 г. десятилетним отроком Даниил вступил в княжение. При разделе отеческого наследия ему, как младшему, досталось более чем скромное наследство — Москва с окрестностями. Но юный князь не роптал. Господь даровал ему другие богатства — сердечную кротость, миролюбие и нестяжательность, и благодаря этим добродетелям еще при жизни князя Москва из бедной деревушки на берегах Москвы-реки превратилась в центр самостоятельного, быстро развивающегося княжества. И хотя до того, чтобы стать общерусской столицей было еще далеко, основы будущего могущества закладывались именно в годы правления святого князя Даниила.
Это время было особенно трудным для Руси — тяжесть монголо-татарского ига усугублялась княжескими междоусобицами. И здесь наиболее ярко проявилась личность князя Даниила как политика, который неустанно стремился к единению и миру на Русской земле. В течение своего тридцатилетнего правления он неоднократно примирял враждовавших князей, поступая так даже и тогда, когда они вооружались и восставали против него. Своих воинственно настроенных братьев святой князь Даниил смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывая их хранить мир и оставить вражду, предотвращать надвигающиеся кровопролития. Однако не всегда удавалось это сделать. В 1293 г. великий князь Андрей Александрович, стремясь отобрать великое княжение у старшего брата Димитрия, привел на Русь татарскую орду во главе с ханом Дюденем («дюденева рать»). Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, поскольку сил для отпора у него не было. Все тяготы разорения и разбоя князь разделил со своими подданными. После ухода захватчиков, оставивших на месте столицы пепелище, князь раздал все свое имущество разоренным людям с целью скорейшего восстановления Москвы. И город действительно достаточно быстро поднялся.
Через два года, в 1295 г., князь Даниил вынужден был выступить против «немирного» брата Андрея. Девять дней их войска стояли друг против друга у места, называемого Юрьевым Полчищем, но и здесь стремление князя к миру победило: кровопролития удалось избежать. Князь Даниил простил старшему брату вероломство.
Понимая, что в период ордынского ига сила русских только в единстве, князь Даниил стал одним из инициаторов Дмитровского съезда князей в 1296 г., на котором убедил всех примириться и прекратить внутреннюю вражду.
Иногда все же князь вынужден был браться за оружие. В 1300 г. князь Рязанский Константин Романович, заручившись поддержкой одного из татарских ханов, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил, предупредив его вторжение в пределы своих владений, выступил в поход и у города Переяславля Рязанского разбил неприятеля и захватил князя Константина в плен. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая. Но ни добычи, ни новых земель для Московского княжества он не взял — это была война оборонительная, а не захватническая. Своего принципа — не участвовать в усобицах и не заниматься насильственным захватом соседних земель — князь Даниил Александрович придерживался неукоснительно. Захваченного в плен князя Константина он содержал в Москве достойно, как гостя, оказывая ему соответствующие почести.
За добродетель нестяжания Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 г. племянник князя Даниила, Переяславский князь Иоанн Дмитриевич, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, завещал свое княжество ему в собственность. Князь Даниил не стал переносить столицу в более мощный и густонаселенный Переяславль, а остался княжить в Москве. Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Тогда же к владениям Даниила были присоединены Коломенское и Можайское княжества. Это стало началом объединения русских земель в единую мощную державу со столицей в Москве.
Решительный, умный, дальновидный политик, «хозяин Москвы», благочестивый князь Даниил большое внимание уделял строительству монастырей и храмов. Так, не позднее 1282 г. в пяти верстах от Кремля, вниз по течению Москвы-реки, на месте древнего городища (здесь найдены артефакты ΙΙΙ-ΙV вв. до н. э.) князь Даниил основал «первый на Москве» мужской монастырь, в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника. Здесь же, а не в Кремле, до 1330 года была архимандрития — церковное управление округой. Данилов монастырь, как это часто бывало в те годы, был также и мощной крепостью на южных границах города.
В 1296 г. рядом с Кремлем князь основал еще один монастырь — Богоявленский, что за Торгом, или за Ветошным рядом в Загородье (ныне Китай-город). На Боровицком холме Кремля он построил небольшую церковь во имя Спаса Преображения Господня. Позже на этом месте появится собор Спаса-на-Бору. В 1300 г. в Крутицах был построен Архиерейский дом и храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Князь Даниил перестраивал деревянные церкви в камне. Большое внимание он уделял созданию коммуникаций. Построенная при его правлении Большая ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрестка торговых путей. Много пришлось потрудиться князю, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва.
4 (17) марта 1303 г., на сорок втором году жизни, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, святой благоверный князь Даниил скончался. Он был погребен в основанном им же Даниловом монастыре, на общем монастырском кладбище среди могил простых иноков.
Своей святой жизнью князь Даниил заслужил всеобщую любовь, уважение и благодарность современников, оставив после себя память как князя доброго, справедливого и благоразумного.
Тропарь благоверного князя Даниила Московского, глас 4
Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак благоверного князя Даниила Московского, глас 8
Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.