Собор 70 апостолов
Собор 70 апостолов (кроме 12 апостолов и апостола Павла) был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании этих святых. Следует отметить, что каждый из них имеет также и отдельные дни памяти. Само слово «апостол» переводится с греческого как посланник, выполняющий особые поручения.
Святые апостолы от семидесяти были избраны Самим Господом Иисусом Христом дополнительно к двенадцати, из среды Его последователей. Он, дав им силу исцелять болезни и изгонять бесов, отправил их по два проповедовать в различных городах Палестины о приближении Царствия Небесного. Евангелие от Луки сообщает: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10:1–3). Он дал им наставления, схожие с теми, что он заповедал своим двенадцати ученикам (ср. Мф. 10:1–42 и Лк. 10:3–24).
По возвращении к Нему апостолы радостно сообщили: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17). В ответ Спаситель сказал: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). В этих словах вся суть христианства: вера во Христа выражается не в чудесах, а в любви к Нему. И вера этих семидесяти основывалась на любви к Богу. После сошествия Святого Духа они проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из двенадцати.
Имен апостолов от семидесяти нет в Евангелии, «кая же бяху имена тех седмидесяти, не весьма есть известно...», за исключением Иакова (Мф. 13:55), Клеопы (Лк. 24:18), предположительно, Руфа (Мк. 15:21) и Симеона (Мф. 13:55). Их списки составлены спустя несколько веков после евангельских событий и у разных авторов меняются. Так, святой евангелист Иоанн Богослов пишет: «...многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с ним» (Ин. 6:66), но постепенно в их число были включены известные по именам проповедники Евангелия, жившие в I веке и являвшиеся учениками двенадцати апостолов и апостола Павла. Как правило, это были люди, прославившиеся своими миссионерскими трудами или пострадавшие за Христа. Однако их нигде прямо не называют апостолами. На момент крестной смерти и воскресения Христа у Иисуса Христа было более пятисот последователей, которым Он явился, — сообщает апостол Павел (см. 1 Кор. 15:6).
На основании Священного Писания, предания святых отцов, творений древних историков и достоверных церковный повествований был составлен список семидесяти апостолов, который приводится в православном месяцеслове:
апостол Иаков, брат Господень, Марк и Лука, евангелисты, Клеопа, брат Иосифа Обручника, Симеон, сродник Господень, Варнава, Иосия или Иосиф, называемый Варсавою или Иустом, сын Иосифа Обручника, Фаддей, Анания, Стефан, первомученик и архидиакон, Филипп из 7 диаконов, Прохор из 7 диаконов, Никанор из 7 диаконов, Тимон из 7 диаконов, Пармен из 7 диаконов, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий или Апелл, Аристовул, Иродион или Родион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий, Лин, Гаий, Филолог, Лукий или Лука, Иассон, Сосипатр, Олимпан или Олимп, Тертий, Ераст, Куарт или Кварт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос или Апеллий, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, он же Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник апостола Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик. По некоторым свидетельствам, к лику 70 апостолов причисляются еще два: Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер.
Частица мощей апостола Иакова, брата Господня, находится в русском ските святого Илии на Афоне. Частица мощей святых евангелистов Марка и Луки — в Киево-Печерской лавре. Святой Клеопа, епископ Иерусалимский, убит в горнице Тайной Вечери и здесь же, на Сионе, погребен. Мощи его остались в земле. Частица мощей апостола Иуста хранится в Почаевской обители. Частицы мощей Варнавы, Фаддея, Прохора, Тимофея, Филиппа и архидиакона Стефана — в Покровском соборе русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Большая часть мощей апостола Акилы — в Риме, в церкви святой Приски. Где хранятся мощи других апостолов из семидесяти — неизвестно.
Тропарь апостолов, глас 3-й
Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолов, глас 2-й
Христовых учеников лик седмьдесят божественно, вернии, в песнех восхвалим, теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную, и пребывают светильницы Божественныя веры.