Собор преподобных Оптинских старцев
24 октября Православная Церковь чтит память всех Оптинских старцев.
В Собор входят: иеросхимонах Лев (Наголкин; 1768–1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; 1788–1860), схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862), схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), иеросхимонах Иларион (Пономарев; 1805–1873), иеросхимонах Амвросий (Гренков; 1812–1891), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов; 1810–1894), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов; 1824–1894), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1837–1911), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков; 1845–1913); иеросхимонах Анатолий II (Потапов; 1855–1922), иеросхимонах Нектарий (Тихонов; 1853–1928), иеромонах Никон (Беляев; 1888–1931), архимандрит Исаакий II (Бобраков; 1865–1938).
Оптина пустынь — мужской монастырь близ городка Козельска Калужской области. Значение Оптиной пустыни в отечественной истории трудно переоценить, в XIX столетии монастырь стал подлинным духовным центром России, привлекавшим к себе не только простой народ, но и образованный класс — писателей, философов, историков. Достаточно сказать, что прообразом старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» был старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий; что в монастыре бывал даже настроенный против Церкви Л.Н. Толстой, хотя, увы, «гордому Льву» эти поездки не принесли духовной пользы. С Оптиной пустынью были связаны: Николай Гоголь, Василий Жуковский, Федор Тютчев, Иван Тургенев, Владимир Соловьев, Василий Розанов, Константин Леонтьев, Сергей Нилус, Петр Чайковский, Константин Циолковский и многие другие видные деятели русской культуры.
Что же привлекало ежегодно сотни и тысячи людей в эту затерянную в калужских лесах монашескую обитель? Их привлекали — старцы.
Старчество — чисто монашеское установление, когда послушник или молодой монах доверяется духовному руководству мудрого и опытного в духовной жизни подвижника, когда он регулярно исповедует ему не только свои дела, но и тончайшие помыслы, и под водительством своего старца работает ежедневно над спасением своей души.
К концу XVIII столетия, после петровских и екатерининских реформ, состояние Русской Церкви было далеко не лучшим: император Петр и императрица Екатерина, будучи выдающимися государственниками, просто не понимали духовного смысла Церкви, старались сделать ее одним из государственных институтов.
И в это самое время монах Нямецкого монастыря в Валахии (Молдавия), старец Паисий (Величковский; 1722–1794), выходец из Полтавской губернии, долго живший на Афоне и там постигший науку старчества, начинает возрождать старчество в России. Его ученик, старец Лев (Наголкин), стал основателем старчества в Оптиной пустыни.
Ученик старца Льва, отец Макарий (Иванов), возглавил группу ученых и писателей, монахов и мирских, которые обрабатывали переводы, сделанные старцем Паисием с греческого языка. Именно тогда в Россию впервые приходят писания величайших отцов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. (А ведь в это время российская церковная ситуация была такова, что можно было практически без цензуры печатать оккультный бред любых немецко-голландских мистиков-еретиков, зато православной духовной литературе чинились все мыслимые и немыслимые препоны.) Следует отметить, что издательская деятельность Оптиной была далеко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев.
Своего расцвета старчество в Оптиной пустыни достигает при батюшке Амвросии, ученике отца Льва и отца Макария. Слава о нем разнеслась по всей православной России. К старцу за советом и утешением, преодолевая тяготы дальнего пути, стремились люди разного звания, возраста и рода занятий и никто не уходил не утешенным. Прозорливый и исполненный Божией благодати отец Амвросий умел скрывать свои дарования под покровом шутки. Короткие стихотворные афоризмы его расходились из уст в уста: Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия — потерплю и я! Или: Жить не тужить, никого не обижать, никого не унижать, никого не утруждать и всем мое почтение! А вот еще: Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного... Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.
Много старцев просияло в Оптиной и после отца Амвросия. Последний настоятель Оптиной пустыни, архимандрит Исаакий II, испытал всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Смиренно и мужественно перенося аресты и ссылки, он все время повторял: «От креста своего не побегу». В 1938 году отец Исаакий был расстрелян и захоронен в братской могиле в лесу. Прославлен Церковью как преподобномученик.
На Поместном Соборе 1988 года состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского, а в 1996 году еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых. В 2000 году они были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
На протяжении многих лет святые Оптинские старцы утешали, проповедовали, наставляли. Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас и готовы помочь, учат смиренно принимать всё, что с нами происходит, и во всем надеяться на Бога.
Молитва Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.