Пророк Самуил
Пророк Самуил — пятнадцатый, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.). Стал преемником священника Илия. Помазал на царство первых еврейских царей — Саула, а затем — святого псалмопевца Давида. Основной духовно-нравственный урок пророка Самуила заключался в следующем: в случае греховного падения человек (народ) должен принести Богу искреннее покаяние и встать на путь исправления.
Пророк Самуил происходил от колена Левиина, был сыном Елканы. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу.
Когда мальчику исполнилось три года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом. (В период от Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула еврейским народом управляли судьи.)
Первосвященник Илий полюбил Самуила за его усердие к службе, а Бог сделал его Своим пророком. Однажды, когда двенадцатилетний Самуил спал в скинии недалеко от Илия, он трижды услышал голос: «Самуил! Самуил!» — он подошел к Илию, думая, что это он его завет. Но Илий понял, что звал его Господь и посоветовал ответить на новый зов такими словами: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Самуил так и сделал, и Господь открыл ему, что Он хочет наказать Илия за то, что он не исправляет своих детей-священников, зная, что они ведут себя худо в скинии. «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит» (см. 1 Цар. 3: 10–18) — сказал Илий, когда узнал об откровении Божием Самуилу и, по слабости своего характера, не постарался вразумить детей.
Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30 000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав позвоночник, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла Слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий»
(1 Цар. 4:22).
По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне.
Правление Самуила, как судьи, было мудрым и бескорыстным. За свое служение он не принимал никакой награды, всегда оставался беспристрастным и справедливым. Когда же он состарился, судейство унаследовали его сыновья. Однако они оказались не такими праведными, как отец. И тогда израильтяне, опасаясь, что после смерти Самуила настанет анархия, стали просить пророка поставить над ними царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников.
Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследования царя Саула. Когда, достигнув глубокой старости, умер пророк Самуил, то евреи горько плакали о нем и погребли в его родном городе Раме. Жизнь его описана в первых главах первой книги Царств. Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.
В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.