Успение Пресвятой Богородицы
28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Это один из двенадцати главных праздников Русской Православной Церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Пресвятой Богородицы.
В этот день оканчивается двухнедельный Успенский пост, который по строгости сравним с Великим постом.
Епископ Солнечногорский Алексий
Сегодня, братия и сестры, мы говорим о кончине Пресвятой Богородицы, и именуем это событие словом «Успение» Но это не просто смерть, а скорее, сон, переход от земли на небо. «Ангели Успение Пречистыя видевша, удивишася, како Дева восходит от земли на небо». После Вознесения от земли Господа Иисуса Христа Пресвятая Богородица, согласно завещанию Своего Сына, оставаясь на попечении святого Иоанна Богослова постоянно пребывала в подвигах поста и молитвы и в общении с верующими последователями Христа, являясь для них опорой и назиданием. По устроению Промысла Божия Пречистая родилась по естеству от смертных родителей и имела кончину, сообразную с природой человеческой, для отрады всех людей, чтобы и они не страшились проходить на Небо теми же вратами смерти, которыми прошла Царица Небесная. «Нужно, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – чтобы то, что составлено из земли, и возвратилось в землю, а потом взошло на Небо, приняв в земле чистейшую жизнь через отложение в ней плоти, нужно, чтобы тело через смерть, как бы через огонь восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия».
День кончины был открыт Божией Матери за три дня через явившегося Ей недалеко от Масличной горы Архангела Гавриила и вручившего Ей пальмовую ветвь. Ко дню Успения Пречистой из разных стран земли на облаках были доставлены апостолы, получившие чудесное извещение, и поставлены в Иерусалиме. Приготовляя Себя к отшествию в мир горний, Пресвятая Богородица повелела украсить Свое жилище и ложе, на котором Она лежала, окурить все кадильным фимиамом и возжечь свечи. Она дала завещание о Своих двух одеждах и прочих Своих вещах, которые больше частью были изготовлены Ею Самою, чтобы они были отданы жившим с Нею вдовицам и девам. Похоронить Себя Пречистая Богородица просила в Гефсимании, близ Иерусалима, между гробами Ее праведных родителей и святого Иосифа Обручника. Пресвятая Богородица утешала, ободряла и укрепляла всех плачущих словами любви, обещав и по отшествии Своем не оставлять их в сиротстве, но посещать, обо всех молиться и всем помогать. Подзывая к Себе каждого по отдельности, всех благословила, желая каждому вечного блаженства и творя к Богу о них молитву. Приготовившись к последней минуте Своего блаженного исхода, Пречистая Богородица возлежала на украшенном одре, ожидая Своего отшествия на небо. Вдруг необычайный свет озарил дом и видимо для всех Господь Иисус Христос со множеством Ангелов и святых снисходит к одру Богоматери, принимает Пречистую душу Ее в Свои руки и восходит на небо. На иконе Успения душа Пресвятой Богородицы изображена в виде младенца на руках Христа. «Тогда Ангелы воспели, Херувимы стали позади с веселием и Серафимы с радостью прославили Ее». Лицо Богоматери, «освященное добротою Божества сияло славою Божественного девства», и от Ее Тела разливалось дивное благоухание.
Святые апостолы, с благоговением и страхом лобзая Пречистое тело Богоматери, освящались от прикосновения к нему и, ощущая в сердцах своих действие благодати Божией, исполнялись духовной радости. Приступив к погребению, апостолы, при пении священных гимнов, на своих плечах понесли одр с телом Богоматери. Обширный светозарный, облачный круг, наподобие венца, появился в воздухе над присутствовавшими и сопровождал шествие. Люди, посланные от иудейских начальников, пылавших злобой и мщением ко всему, что напоминало им Христа, устремились на сопровождавших тело Богоматери, чтобы расстроить величественную процессию, но светоносное облако, как бы стеной окружило шествие и некоторые из нападавших были ослеплены, а другие рассеяны силой Божией. Иудейский священник Афоний, встретивший погребение, воспылал злобой и яростно бросился к одру Богоматери с намерением повергнуть его землю. Но едва он прикоснулся к одру руками, как внезапно небесным судом отсечены были дерзкие руки. Пресвятая Владычица, чтобы никого не огорчать, по молитве апостолов, исцелила ослепленных и дерзкого Афония, впоследствии крестившегося. Пречистое тело Богородицы апостолы положили в пещере и вход в нее закрыли большим камнем. Три дня они вместе с верующими не отходили от гроба. На третий день прибыл апостол Фома, который не был на погребении и со слезами повергся перед гробовой пещерой, тяжко скорбя, что не удостоился последнего прощания с Богоматерью. В сердечной жалости о нем святые апостолы открыли пещеру, чтобы доставить ему утешение – поклониться останкам Пресвятой Девы. Но открыв пещеру, они не увидели тела Пречистой, его не было, лежали только ее одежды, от которых исходило благоухание и, убедившись, что Матерь жизни, хотя и «умерла, но восстала, подобно Сыну Своему, для вечной жизни» и, что тело Ее, «возвысив на небеса возведе Иисус Сын Ее и Спас душ наших». В тот же день верующие вечером были утешены явлением Богородицы, Которую увидели стоящей на воздухе, окруженной Ангельскими силами и сияющей неизреченной славой.
«Приидите, – призывает нас, братия и сестры, преподобный Иоанн Дамаскин, – станем окрест чистейшего гроба и почерпнем из него Божественную благодать. Приидите, понесем на плечах душ плоть приснодевственную. Войдем во гроб и умрем вместе с Нею, умрем для плотских страстей, поживем же с Нею жизнью бесстрастной и непорочной. Пресвятая Богородица, в жизни и по смерти нашей не остави нас.
Тропарь праздника, глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак праздника, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.