Епископ Солнечногорский Алексий. Князь Даниил – центральное звено московской княжеской династии. Продолжение

За годы правления деда князя Даниила, Великого князя Ярослава Всеволодовича; 1190/1191–1246) Владимир официально становится новой столицей Руси. Благодаря его деятельности Русь смогла восстановиться после нападения крестоносцев, сохранив при этом свою государственность и не распавшись на отдельные территории. Во внешней политике Ярослав старался урегулировать отношения с Золотой Ордой, а также обезопасить находящуюся в тяжелом положении страну от нападения со стороны немцев и литовцев.

Отец князя Даниила –  Великий князь Александр Ярославич Невский (в монашестве Алексий; 1221–1263) –  второй сын Великого князя Ярослава Всеволодовича – принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. 

Князь Александр Невский хорошо известен своими воинскими победами (он не проиграл за  свою жизнь ни одного сражения). Но не все помнят о других его заслугах: он не пошел на союз с латинянами, его стараниями  в Золотой Орде была создана православная Сарская епархия, его трудами проповедь христианства распространилась на север – в земли поморов.

Достаточно привести слова известного историка Сергея Соловьева, который говорил о нем: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

Великий князь Александр Невский канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Но вернемся вновь к князю Даниилу. Годы его правления  – трудное для Руси время: татаро-монгольское иго, княжеские междоусобицы. Самым редким для правителя качеством было миролюбие, и князь Даниил сполна обладал им. Он был известен не только как мудрый правитель, но и как  праведник и миротворец, всегда появлялся там, где назревала беда, опасность братского кровопролития – и останавливал ссору. Имея духовное превосходство над другими князьями, он не только увещевал и советовал, но и повелевал.  Будучи меньшим из братьев, он удостоился чести как старший. В новгородской грамоте князь Тверской именует его «братом своим старейшим». За тридцать лет своего правления князь Даниил не только ни разу не пытался расширить свои владения силой, более того – многократно примирял враждовавших князей. Однако если опасность угрожала Московскому княжеству, он предпринимал и военные действия для защиты своей земли. 

Когда князь Рязанский Константин собрался напасть с помощью одного из татарских ханов на Московские земли, князь Даниил, благоразумно предупредил вторжение врагов в свои пределы. Он  выступил в поход и, напав внезапно, разбил татарский отряд у Переяславля Рязанского, а самого князя Константина взял в плен. Но не воспользовался победой, как это обычно делал победитель, – чтобы захватить чужие земли и взять богатую добычу. Архимандрит Дионисий отмечает, что святой князь явил удивительный пример истинного христианского братолюбия: «будучи великодушным и сострадательным, и сего враждебного пленника содержал в Москве с честью, как гостя, и тем примирил его с собой». Князь Даниил понимал, что самый надежный и крепкий мир заключается не силой и не на бумаге, а в сердце человека, и давал возможность даже поднявшим на него меч не только подчиниться его силе, а еще и полюбить его, примириться с ним в сердце своем.

Святой князь Даниил никогда не пытался захватывать чужие земли ни силой, ни коварством. И за эту добродетель Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, передал ему свои владения. Переяславское княжество было в то время вторым после Ростова Великого по числу людей и укреплению главного города (ныне Переславль-Залесский).  Будучи нестяжательным,  князь Даниил встретил весть о наследстве смиренно и кротко, помня слова псалмопевца Давида: богатство, аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11), но узнав, что его старший брат Андрей пытается незаконно захватить Переяславль, послал на защиту города своего сына Юрия, дав ему «множество воинов. Князь Даниил защищал не свои личные интересы, а великое дело  начавшегося  государственного строительства. Он остался верен Москве и не стал переносить столицу. Присоединение Переяславских земель к Москве выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных, чем было положено начало объединению Русских земель вокруг Москвы в единую, мощную державу.

Благочестие святого князя Даниила проявлялось в особом попечении о строительстве в своем уделе храмов Божиих. На Боровицком холме, внутри деревянного тогда Кремля, был построен храм Спаса-на-Бору. Не позднее 1282 года на берегу Москвы-реки в пяти верстах от Кремля святой князь воздвиг церковь во имя своего небесного покровителя преподобного  Даниила Столпника и основал при ней «первый на Москве» мужской монастырь, испросив благословение на учреждение в ней архимандритии. Это был обдуманный шаг государственного деятеля, свидетельствующий о том, что князь сознательно упрочивал достоинство Москвы. В то время архимандрития была редким явлением во Владимирской Руси, и ее наличием статус Москвы повышался, а княжеский монастырь делался центральным среди будущих московских обителей. Архимандрит был первым лицом в церковной жизни княжества после архиерея и помощником князя в его трудах. Так было начато созидание Московского государства в единстве двух властей – светской и церковной.

В 1296 году благоверный князь Даниил основал еще один монастырь в Москве – Богоявленский. В 1300 году на Крутицах был построен архиерейский дом и храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот задел, продолженный его наследниками, привел к официальному окончательному перенесению церковной верховной власти в Москву.

Рачительный и дальновидный хозяин, Князь Даниил, разделил свой московский удел на станы, волости, погосты и связал их удобными путями сообщения. Особо важное государственное значение среди них приобрела Большая ордынская дорога – она вела из Москвы  в столицу Золотой Орды Сарай. Объединив различные направления, она усилила роль Москвы как перекрестка торговых путей.

Государственный подвиг святого Даниила неотделим от подвига духовного. Неслучайно он  единственный среди русских князей был прославлен Церковью в двух чинах – как преподобный и благоверный князь. Особенные его достоинства – смирение, миролюбие, отвержение своей воли и всецелое послушание воле Божией – это качества монашеские. Он и умирает князем-иноком, и завещает похоронить себя не как князя,  а как монаха – на братском монастырском кладбище.

Как инок он до конца жизни несет свой крест и следует за Христом.

Как князь он благоустраивает свое княжество на твердом основании исполнения заповедей Божиих.

В  одном из самых известных исторических произведений  «Степенной книге царского родословия», составленной по повелению царя Ивана Васильевича Грозного и митрополита Макария, повествование о благоверном московском правителе дано как описание жизни святого – то есть как житие. Из этого следует, что, хотя князь Даниил и не был прославлен на Макарьевских соборах XVI века, но почитался как угодник Божий. Царь Иван Грозный и митрополит Макарий увидели в кротком Московском князе не только родоначальника династии, созидавшей Московское царство. Они увидели в нем Государя, на многие века определившего содержание верховной власти в России, показавшего идеальный образ русского правителя. Потому и повелели запечатлеть его житие как образец для будущих владетелей России. Еще при земной своей жизни он заслужил всеобщую любовь и благодарность современников, оставив по себе долговременную память князя доброго, справедливого и благоразумного.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.