Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, именуемой «Взыскание погибших»
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил этой Ее иконе именование «Взыскание погибших». Перед этим образом молятся об удачном замужестве, просят помощи люди, страдающие болезнями, погибающие в нищете, погрязшие в пьянстве. «Взыскание погибших» — это икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби, к ней прибегают как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.
О происхождении иконы «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. По преданию, она впервые прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане. В одном архиерейском доме служил эконом, человек благочестивый и честный. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обидевшись, Феофил (так его звали) возроптал на Бога и Богородицу, и отрекся от Них. Он уже находился на грани погибели, когда ужаснулся тому, что натворил. Мучимый совестью, опомнился и стал думать, что делать. Он затворился в храме, куда не велел никого пускать, и стал усердно молиться перед иконой Божией Матери, именуя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние столь глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла его просьбам и возвестила о прощении грехов.
На Руси история Феофила была известна с XVII века из повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во городе Адане». Почитание икон с таким названием началось в нашей стране с XVIII века. Известно несколько чудотворных икон с этим именем, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели. Самым ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г. Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году.
Наиболее известные списки иконы Божией Матери «Взыскание погибших» находятся в московских храмах Воскресения Словущего на Успенском Вражке и Ризоположения на Донской, а также в Серпухове, в Высоцком мужском монастыре и в Никольском соборе.
Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения Словущего» на Успенском Вражке. Икона была написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной реликвией одной московской семьи. Последний ее владелец овдовел и был на грани полной нищеты. Он усердно молился перед святым образом, и молитва его была услышана: Пресвятая Богородица спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм Рождества Христова в Палашах близ Тверской. В 1812 году храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. Христорождественский храм в Палашах был снесен в 1936 года, а икона перенесена в храм «Воскресения Словущего».
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Взыскание погибших», глас 7-й
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы, припадающе, молим Тя и надеющиися на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси, Владычице, Взыскание погибших.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Взыскание погибших», глас 6-й
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.