Святая Полоцкая подвижница (часть 2)
Истинный архипастырь-исповедник
Интересна в связи с преподобной Евфросинией Полоцкой судьба архиепископа Иннокентия (Ястребова). Будучи ректором Киевской Духовной Академии, владыка деятельно участвовал в торжествах по перенесению мощей: накануне возглавлял всенощное бдение, а в день перенесения отслужил Литургию и молебен, во время которого была освящена новая кипарисовая рака для мощей святой. После освящения он вместе с монахами Киево-Печерской лавры переложил мощи святой княжны в новую раку. Преподобная призвала владыку вслед за собой на Полоцкие земли спустя четыре года. 11 июля 1914 года епископ Иннокентий получил назначение на Полоцко-Витебскую кафедру, в чем сам он видел особый Божий Промысл. Об этом свидетельствует его поучение, которое он произнес в день приезда в Витебск с амвона кафедрального собора. Тогда Преосвященный отметил: «Четыре года тому назад Бог послал на мою долю великое счастье: при перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк мне поручено было совершить переложение святых мощей преподобной из ветхого гроба в новый, в котором она и прибыла в Полоцк. Теперь же Бог привел меня к высокому архипастырскому служению в Полоцкой епархии». Великий молитвенник и истинный монах, епископ Иннокентий часто обращался в своих молитвах к небесной покровительнице Полоцкой земли. Полочане радушно встречали нового владыку, а он благодарил их за теплое приветствие, говоря, что слава и гордость Полоцкой Руси – древняя Полоцкая обитель, где покоятся нетленные мощи преподобной Евфросинии, есть именно то святое место, которого жаждет его душа, и где он «вместе с народом будет неустанно молиться Господу Вседержителю о благом успехе в нашем общем святом и правом деле».
Однако пребывание епископа Иннокентия на Полоцко-Витебской кафедре было непродолжительным – всего шесть месяцев. Владыке и его пастве тяжело было разлучаться. Духовенство и верующие Полоцкой епархии искренно полюбили своего архипастыря, и он отвечал им любовью. Но уже в 1918 году владыка был вновь направлен на древнюю Полотчину. В смутное время становления нового государственного строя Церковь Христова нуждалась в мудром и стойком архиерее, который мог бы возглавить самую древнюю епископскую кафедру на Белой Руси. И Господь послал ей такого пастыря «овец словесных» в лице епископа Иннокентия. Он ревностно исполнял свое послушание вплоть до 1922 года, когда в общую волну гонений на верующих его арестовали.
Дальнейшая судьба подвижника была полна скорбей… витебская тюрьма, тяжелое заболевание, психиатрическая больница, многие годы ссылок. Однако и в этих трудных условиях, архиепископ Иннокентий продолжал заочно управлять Полоцко-Витебской епархией. Его мудрые советы во многом помогли местным приходам противостоять обновленческому расколу и сохранить церковное единство. После освобождения владыка прожил недолго. Он отошел ко Господу в день Святого Духа, 22 мая 1928 года, в Москве, куда за полгода до кончины митрополиту Сергию (Страгородскому) удалось его перевести для лечения. Отпевал архиепископа Иннокентия сам митрополит Сергий с собором иерархов в Донском монастыре, где владыка настоятельствовал с 1915 по 1917 годы. Похоронили его на Даниловском кладбище близ храма Сошествия Святого Духа. Думается, что именно молитвами преподобной Евфросинии на Полоцкие земли в тяжелые смутные времена был определен такой удивительный и ревностный архипастырь, до самого последнего дня хранивший чистоту Православия, ведь особая духовная связь со святой у владыки прослеживается еще со времен ректорства в Киевской Академии.
Трудный путь к «тихому пристанищу»
Возвращаясь к истории перенесения мощей преподобной Евфросинии, хотелось бы отметить и то, что святая пробыла на родной и любимой земле лишь до 1915 года, – с владыкой Иннокентием Полоцкие земли покинула и их покровительница. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в связи с приближением к Полоцку линии фронта Священный Синод распорядился о срочной эвакуации мощей преподобной Евфросинии в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Вместе с мощами преподобной в Ростов Великий отправились сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с игуменией Еленой (Волковой). Мощи преподобной удалось вернуть в Спасский монастырь лишь к 1921 году. Но на этом испытания не закончились. 13 мая 1922 года по постановлению Народного комиссариата юстиции РСФСР совершилось кощунственное вскрытие мощей преподобной (первое вскрытие было совершено в 1919 году в Ростове). И это было лишь началом безбожной «повестки». Вновь последовали странствования… Страдал от безбожной власти полоцкий архипастырь, страдала от ее кощунственных глумлений и святая княжна. Вскоре мощи преподобной Ефросинии перевезли в Витебский губернский историко-археологический музей, в котором они с целью антирелигиозной пропаганды были выставлены рядом с атрибутами других религий. Вплоть до 1941 года мощи святой княжны перемещали из одного атеистического музея Белоруссии в другой. В августе 1941 года святыня была перенесена верующими в Витебскую Свято-Покровскую церковь, а спустя два года, когда началось возрождение Спасо-Евфросиниевского монастыря, монашествующим удалось добиться разрешения немецкого командования на возвращение нетленных мощей святой подвижницы в ее родную обитель. После этого святотатственным намерениям советской власти Господь уже не дал осуществиться. В 1960-х годах, когда Полоцкую обитель закрыли, мощи преподобной оставались в древней монастырской церкви Спаса, переданной на попечение приходской общины. В 1998 году монастырь вернули Церкви, и впервые во вновь открывшейся обители совершилось освидетельствование мощей преподобной Евфросинии.
Ныне у мощей Полоцкой подвижницы насельницы Спасо-Ефросиниевского женского монастыря ежедневно служат молебны, а поклониться великой святыне съезжаются люди не только со всех уголков Белоруссии, но и из других стран. Осенью этого года ковчег с мощами подвижницы будет принесен и во многие города России. Кажется, наступившие времена положили конец многовековым странствованиям святыни…
Такие времена – великая Божия милость. Ведь в годы гонений люди терпели притеснения и скорби, церкви закрывались, молитва была под запретом. Сегодня же мы имеем возможность посещать храмы, поклоняться святыням и молиться свободно. И сегодняшние события призывают всех верующих усилить молитву о нашей родной стране. К этому призывает нас и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В одной из своих недавних проповедей Предстоятель Церкви произнес такие слова: «И молитва наша сегодня только об одном – чтобы оградил Господь землю Русскую от врагов внешних и внутренних». Исполняя заповеданное Святейшим, будем и мы обращаться к преподобной Евфросинии Полоцкой, ходатаице о земле Русской и примирительнице враждующих, с просьбой об ограждении нашей страны, об укреплении нашего Отечества в борьбе с «внешними и внутренними врагами».
Автор статьи: Дарья Филатова
Фото: Владимир Ходаков.
Также представлены фото из архива Спасо-Евфросиниевского монастыря
и из открытых источников в интернете.