Первоверховные апостолы Петр и Павел
День памяти двух апостолов известен со времен раннего христианства и отмечался в Римской империи, как на Востоке так и на Западе. Святые апостолы Петр и Павел именуются Православной Церковью первоверховными, потому что они более других потрудились в деле евангельской проповеди среди иудеев и язычников. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Апостол Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, до своей апостольской деятельности звался Симоном, был рыбаком, имел жену, двоих детей (имя Петр, что значит «камень», он получил от Иисуса Христа). Этого простого, некнижного, богобоязненного человека Господь избрал в числе двенадцати Своих апостолов для проповеди слова Божия.
Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая тем самым и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (см. Ин. 15:5). Несмотря на свою любовь и преданность, Петр не избежал страшного греха – отступничества. После ареста Спасителя Петр по малодушию отрекся от Него, но, поняв всю тяжесть содеянного, в сокрушении горько плакал. Троекратное свое отречение святой Петр изгладил своим троекратным исповедованием любви ко Спасителю, и Господь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно повторив: «Паси овец Моих» (см. Ин. 17:15–17). Святой Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия, за что был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению и приговорен к казни. Перед мученической кончиной 12 июля 67 года, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову перед Господом.
Святой апостол Павел до принятия христианства носил имя Савл, был родом из города Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Он был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианскому учению, евангельская проповедь апостолов вызывала его горячее негодование, и он даже выпросил разрешение у синедриона преследовать христиан повсюду, где бы они не находились, и приводить их в Иерусалим связанными. По дороге в Дамаск, куда он отправился, чтобы предать на мучения укрывшихся там христиан, его поразил чудесный свет с неба, столь яркий, что он лишился зрения и услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:4–5). Придя в Дамаск, Савл три дня провел в посте и молитве, он ничего не видел, пока окончательно не прозрели его духовные очи, а затем принял Святое Крещение с именем Павел и сделался истинным проповедником христианства для язычников. С великим смирением апостол Павел переносил неисчислимые скорби в своих непрестанных трудах.
По некоторым данным день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим – она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин апостол Павел был усечен мечом. Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. Среди праздников, посвященных святым, а не Господу и Пресвятой Богородице, только этот предваряется многодневным постом, что свидетельствует о степени его значимости.
День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста).
Тропарь апостолов, глас 4
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенный даровати и душам нашим велию милость.
Кондак апостолов, глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.