Проповедь благочинного Данилова монастыря архимандрита Луки (Пинаева) на праздник Воздвижения Честного Креста Господня
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия».
Сегодня Святая Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодня мы почитаем Крест Господень, ему кланяемся, его лобызаем, его прославляем.
Этот праздник основан на действительных исторических событиях, которые произошли в Палестине в IV веке, в период становления христианства. Мать святого Константина Великого, святая равноапостольная царица Елена, по Промыслу Божию обрела Честной и Животворящий Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Макарий воздвигал этот Крест, и весь народ, благоговейно поклоняясь Честному Кресту, пел: «Господи, помилуй».
В сознании обычного неверующего или нецерковного человека крест отождествляется обычно с вечной смертью, с безысходной скорбью, трагедией, безотчетным страхом. Для верующих же людей крест — это орудие нашего спасения, надежда, знамя нашей веры, жертвенник, на котором Господь совершил наше спасение. На деле исполняются слова апостола Павла: ...слово о Кресте для погибающих юродство [то есть безумие] есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (см. Кор. 1:18).
Крест заключает в себе тайну нашей веры, тайну искупления. Для принятия, познания этой тайны нужно изменить жизнь, нужно покаяние, которое открывает новые горизонты познания. Покаяние делает человека способным к восприятию тайн нашей веры, тайн Креста. Тайна Животворящего Креста Господня заключается в словах: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Таким образом, тайна Креста — это тайна жертвенной любви Бога ко всему человеческому роду. На Кресте совершено спасение человеческого рода. Через Крест побежден грех и обновлено человеческое естество, чтобы и нам обновиться душой и телом.
Животворящий Крест Господень является не просто мировоззренческим символом христианства. Это путь к новой возрожденной жизни, к исцелению падшего человеческого естества, к обновлению духовно-телесной природы человека. И действительно Господь сказал о Себе: Я есть путь, истина и жизнь (см. Ин. 14:6). И этот путь указан в словах: Кто хочет за Мной идти, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной (см.: Мф. 16: 24; Мк. 8:34; Лк. 9:23). В словах «крест свой» заключается весь жизненный христианский подвиг человека — это крест и для тела: в терпении болезней, различных физических лишений и для души: в терпении зависти, клеветы, ненависти и других обид.
Позиция Креста — это не позиция пассивности, а динамизма, активности, устремленности. Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие достигают его, — говорит нам Евангелие (см. Мф. 11:12). А усилие это есть не только преодоление совне находящихся жизненных испытаний, но и борьба со своим греховным естеством, со своими страстями. В этой борьбе нам необходима помощь Божия. И эту помощь, эту силу мы обретаем в Животворящем Кресте Господнем. Вот почему всякий православный христианин носит на груди животворящий крест, им себя осеняет, ограждает и надеется на его силу. Им побеждаются козни диавольские. Им побеждаются диавольские искушения, поэтому мы поем: «Господи, оружие на диавола — Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его» (Стихира на «Хвалитех», глас 6-й). Сила совершаемых нами Таинств основана на силе Креста. Через Крест созидается духовно благодатная жизнь в Церкви Христовой. На Кресте, на крестном подвиге основана сама Церковь Христова. Говоря о Кресте, Церковь никогда не останавливалась только на внешнем понимании страданий Христовых. Спасение человечества — это глубокий онтологический акт, который включает в себя Боговоплощение, крестные страдания и Воскресение.
Крест нераздельно соединен с Пасхой Христовой, с Торжеством Воскресения и вечной жизнью. Поэтому Крест, на котором распялся Христос, именуется Животворящим. И в этом — наше главное упование. Недаром, согласно православному пониманию Священного Писания, Знамение Креста явится перед вторым и страшным пришествием Христовым. Как говорит Евангелие: ...тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:30). Воздавая сегодня поклонение Кресту Господню, Церковь напоминает нам еще раз о тайне нашей веры как откровении божественной любви и спасительной силы Креста и призывает нас к христианскому подвигу.
Отцы Шестого Вселенского Cобора в 73 правиле постановили: «Поскольку Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, через что мы спасены от древнего грехопадения» (см. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 515). Посему и мыслью, и словом, и чувством мы должны приносить Ему поклонение: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь.
Проповедь произнесена в 2000-х гг.