Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древних христианских праздников. Первое упоминание о нем относится к концу IV в. Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Находясь между праздниками Пасхи и Пятидесятницы, Преполовение служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами и напоминает о приближении дней Сошествия Святого Духа. 

В этот день по традиции в храмах совершается малое освящение воды.


Проповедь насельника Данилова монастыря иеромонаха Макария (Сытенко) в день Преполовения Пятидесятницы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

«Жаждущую душу мою благочестия напой водами…» [1] –  молим мы в этот день Спасителя. И в ответ слышим от Него: «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» [2] .

В Своей беседе с самарянкой Христос Спаситель говорит: Всякий, пьющий воду сию [из колодца Иакова], возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек…  [и она будет] источником воды, текущей в жизнь вечную [3].

Что же это за вода? Мы знаем, что и обыкновенная вода в жизни человека имеет огромное значение: мы не только утоляем ею жажду, но и омываем, очищаем себя, одежду, жилище от всякой нечистоты и грязи. Но как ни была необходима для нас эта простая вода, не о ней говорит Спаситель. Он говорит о благодати Божией, призывающей ко спасению, просвещающей, освящающей и спасающей. Без благодати человек не может и шагу ступить в своей духовной жизни. Это о ней говорит святой апостол Павел: Благодатию Божиею есмь то, что есмь… [и не я потрудился], а благодать Божия, которая со мною [4].

Если душа, как поется в тропаре нынешнего праздника, жаждет благочестия, ревнует о нем, всеми силами стремится к нему, то она будет напоена водой благодати. Вот чего не хватает всем нам! Нам не хватает жажды благочестия. Вялое, слабое желание благочестия мы, быть может, и имеем, но у нас нет жажды сильной, действенной, непреодолимой. Такая жажда возможна лишь при живой, трепещущей, горячей вере в Бога и Его чудотворящую, милующую любовь и силу.

Для дарования нам этой благодати – Бог соделался человеком. Для этого же Господь принял крестные страдания и прошел через страшную смерть. О божественной, о спасительной благодати Господь говорил: …вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый [5]. И когда предварял учеников на Тайной Вечери: …лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам [6]. И вся христианская жизнь, в сущности, есть ничто иное, как приобретение, стяжание этой силы. Об этом особенно ясно учили преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Симеон Новый Богослов, а у нас в России – преподобный  Серафим Саровский.

Для принятия благодати необходимы живая вера в Бога, в Его помощь, в Его участие в жизни человека, жажда очищения, освящения, спасения и непреклонная решимость изо дня в день бороться с грехом, изменять свою жизнь, наполняя ее делами благочестия и милосердия.

Вот какие мысли приходили на ум в этот день нашему отечественному подвижнику благочестия более ста лет тому назад: «В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7:37). Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он – единственный свет, истинно просвещающий всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. Сила кому нужна – у Него всякая сила. Слава ли – у Него слава премирная. Свобода ли – Он дарователь истинной свободы. Он решит все ваши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага, и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!» [7]. Аминь.    

Проповедь произнесена в 2000-х гг.

[1] — Тропарь праздника, глас 8-й.

[2] — Там же.

[3] — Ин. 4:13-14.

[4] — 1 Кор. 15:10.

[5] — Деян. 1:8.

[6] — Ин. 16:7.

[7] — См.: Свт. Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1991. С. 67.

 

0
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.