Игумен Гермоген (Ананьев). Чудо святителя Николая
Святитель Николай Чудотворец, один из самых почитаемых святых в нашей стране. Еще при своей земной жизни он прославился многочисленными чудесами. В приделе святого благоверного князя Даниила нашего монастыря хранится ковчег с частицей мощей святителя, а в южном приделе Троицкого собора находятся его ростовая и аналойная иконы. И в наши дни по молитвам верующих совершается помощь святителя Николая. Мы расскажем об одном из таких случаев чудесной помощи, свидетелем которого стал насельник нашего монастыря игумен Гермоген (Ананьев).
ЧУДО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
Игумен Гермоген (Ананьев)
Церковь святителя Николая на о. Лидо, Венеция
Это событие произошло в октябре месяце 2009 года. Я сопровождал группу паломников в город Бари. Сначала мы поездом доехали до Бреста, затем пересели в автобус и, пересекая пол-Европы, через Польшу, Венгрию, Словакию, Словению въехали в Италию. Первый город, где была запланирована паломническая программа, – Венеция.
У нас было очень большая группа – 55 человек. Это полный автобус. В то время паломников было очень много. Поездки были относительно недорогие, и многие могли себе это позволить, поэтому нас ехало сразу несколько автобусов.
И вот мы прибыли в Венецию. Надо сказать, что кульминацией нашего паломничества был город Бари. Все хорошо знают, что мощи святителя Николая находятся в Бари, но мало кто знает, что в Венеции, в храме на острове Лидо, хранится примерно тридцать-сорок процентов мощей этого святого.
Святитель Николай был погребен в городе Миры (ныне Демре, Турция). Когда в XI веке турки-мусульмане стали опустошать эти области Византии, угроза нависла над его мощами. Итальянцы (барийцы и венецианцы) решили спасти святыню от неминуемой гибели. Барийцы приплыли первыми, но, говорят, что так как они делали это ночью, в спешке, они взяли не всё. Дело в том, что в гробнице, где покоились мощи святителя Николая, находились также и мощи его дяди, тоже святителя Николая и тоже очень почитаемого святого. На самом деле их жития очень тесно переплетены. И вот барийцы, захватив мощи, успели до прибытия венецианцев отплыть и скрыться. Следом за ними приехали венецианцы. Естественно, что они уже брали то, что осталось.
Надо сказать, что мощи святителя Николая, которые находтся в Бари, неоднократно вскрывались и исследовались. Раз в году, в день перенесения мощей архиепископа Николая, с его святых мощей собирают миро. Что же касается мощей, которые находятся в Венеции, про них мало кто знает. Их несколько раз вскрывали в XVII веке, и лишь спустя триста лет, в 1992 году, они были исследованы итальянскими учеными. И что самое удивительное, когда вскрыли святые мощи, они также плавали в мире. Ученые составили анатомический атлас, и оказалось, что все те косточки святого, которых не хватает в Бари, находятся в Венеции. К сожалению, приложиться к ним невозможно, потому что они находятся в ковчеге под мраморным престолом. Но посетить этот храм и помолиться перед ними – возможно. Храм святителя Николая на острове Лидо в Венеции и был одним из первых пунктов нашего паломничества в Италию.
В Венеции нас вообще ожидала очень насыщенная программа. В свое время венецианцы привезли к себе мощи многих христианских святых со всего мира. Как правило, в конце программы у нас оставалось небольшое количество свободного времени, и мы давали людям возможность самостоятельно погулять, попить кофе, перекусить, посетить какие-то магазины. Обычно это час-два – в зависимости от ситуации.
Закончив где-то в 17:30 паломническую программу, мы дали всем свободное время и назначили собраться на пристани, около Дворца Дожей, в 19:00 часов. У нас был заказан свой вапоретто. Вапоретто – это такой кораблик, типа речного трамвайчика, который в Венеции выполняет функцию городского пассажирского транспорта. Мы использовали наш вапоретто как такси. В Венецию на автобусе въехать невозможно, и все они паркуются на площади при въезде в город – там есть и своя пристань. Обычно именно оттуда на вапоретто туристов везут в центр города, к причалу рядом с площадью Сан-Марко. И вот мы должны были все собраться и отплыть на этом кораблике до нашего автобуса, чтобы около 20:00 часов выехать в Падую, где находилась наша гостиница. Это недалеко от Венеции, но у нас было очень строгое расписание и нельзя было приезжать позже определенного времени.
В 19:00 часов – группа в сборе, мы всех пересчитали и обнаружили, что не хватает одного человека. Начинаем проверять и выясняется, что нет одной благочестивой женщины, ей уже за семьдесят, она впервые за границей, долго копила на эту поездку, ее мечта была посетить мощи святителя Николая. И вдруг ее нет. У нас был номер ее телефона, начинаем звонить. Ответа также нет. Видимо, у нее на счету слишком мало денег для роуминга и поэтому никакого ответа нет. Надо торопиться. У нас в запасе где-то полчаса. Мы, конечно, всегда закладывали небольшое количество времени – вдруг кто-то опаздает или затеряется. Ждем еще пятнадцать минут, но потом понимаем, что это бесполезно. В нашей группе было около четырнадцати мужчин, и мы решили, что, те, кто ориентируется в городе, пойдут в разные стороны искать ее. Я еще с одним паломником отправился в сторону моста Риальто. Надо сказать, что времени было уже около 19:30. Стемнело...
Все улицы в Венеции наполнены туристами, идешь, буквально протискиваясь, по узким улочкам. Найти в такой ситуации человека, это все равно, что найти иголку в стоге сена. Но мы все равно идем и идем и подходим к мосту Риальто. Народу полно, нашей паломницы не видно. Мы обошли вокруг, может, она где-то под мостом сидит. Огромное количество кафе, магазинчиков и нигде ее нет...
Пора возвращаться, но мы решили «зайти на дорожку» в кафе. В Европе, в том числе и в Венеции, туалет есть в каждом кафе, можно просто так зайти или за небольшую плату – один евро. Мы идем в первое попавшееся кафе с небольшой террасой, хотя вокруг там десятки других, и вдруг видим, что за одним из столиков на этой террасе сидит наша паломница и плачет.
Слава Тебе, Господи! Мы, конечно тоже, пока искали ее, молились святителю Николаю: «Святителю отче Николае, помоги нам!» Если бы она потерялась, то было бы очень много неприятностей. Во-первых, неизвестно, что было бы с ней, потому что Венеция город туристический, там всегда полно бандитов, жуликов – ее могли обокрасть, могло произойти все что угодно. Но даже если бы все было нормально, ее доставили бы в полицию. Она языка никакого не знает, спросить ничего не может. Пока бы нашли переводчика, пока бы всё выяснилось, ей надо было бы догонять нашу группу. А у нас был очень насыщенный маршрут – мы в день проезжали по двести-триста километров. Потом нагнать группу ей стоило бы очень больших денег. И, конечно, были бы большие неприятности и у организаторов этого паломничества, потому что такие случаи все фиксируются в полиции. Если принимающая сторона не может обеспечить безопасность туриста… Но для них что паломник, что турист – это все равно. Соответственно, принимающая сторона должна выплачивать большие штрафы, и вообще там много всяких разных сложностей и неприятностей.
И вот со слезами радости мы идем обратно. «Потеряшка» рассказала, что так как она первый раз за границей, языка не знает, ориентируется плохо, то решила никуда далеко не ходить. Рядом с причалом находится главная площадь Венеции, Сан-Марко, и она осталась там. Хотела выпить кофе, но кофе там очень дорогой – пожалуй, самый дорогой в Европе – порядка десяти евро стоит чашечка. Она немножко погуляла по площади и решила возвращаться на пристань. Стало темнеть, и в сумерках она, перепутав направление, пошла в другую сторону.
Центральная часть Венеции – настоящий лабиринт маленьких улиц, на них огромное количество народу. Она шла вместе с толпой и не понимала, где она. Не зная никаких иностранных языков, спросить ни у кого не могла. В Италии, в том числе в Венеции, очень много продавцов, официантов, барменов – русскоговорящих выходцев из России и бывшего СССР, но вот как-то не повезло этой нашей паломнице, никого она не нашла. В результате – толпа вынесла ее к мосту Риальто. Как я уже говорил, несмотря на то, что центр Венеции представляет собой лабиринт маленьких узких улочек, весь туристический поток движется, как правило, от плащади Сан-Марко к этому мосту Риальто – он является одним из символов Венеции. Там достаточно большое пространство, тоже такая площадь. Но она вообще не поняла, где находится, пыталась услышать русскую речь или встретить кого-то из паломников, ничего не получилось. На улице уже темно, множество народа, а спросить никого невозможно… Тем более, человек первый раз за границей, ей всё было в новинку, всё непонятно.
У нее с собой была сумочка с вещами. Телефон не работал – закончились деньги на счету. Но, слава Богу, в сумочке оказался Акафист святителю Николаю. Она рассказывает: «Вот иду я, плачу, увидела это кафе, присела за столик, достаю Акафист… И только стала его читать, буквально несколько икосов и кондаков прочитала, и вдруг появляетесь вы!»
Ну, конечно, объяснить это каким-то совпадением просто невозможно. Ведь это было явно, что святитель Николай нам помог – всей нашей группе, а главное, нашей потерявшейся паломнице. Мы везде успели – вернулись вовремя в автобус, вовремя приехали и заселились в гостиницу.
Наша паломническая поездка по Италии началась с такого небольшого чуда.
Расшифровка диктофонной записи – А.А. Пудалов