Святитель Иннокентий, митрополит Московский
Святитель Иннокентий, митрополит Московский — первый епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Русской Америки, выдающийся миссионер, способствовавший освоению Дальнего Востока и просвещению его коренных народов. «Апостолом нашего времени» называли митрополита Московского и Коломенского Иннокентия его современники.
В мраморной раке Троицкого собора Данилова монастыря находится частица мощей святителя Иннокентия.
Будущий святитель Иннокентий (в миру Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской губернии, в семье бедного пономаря. Когда мальчику было шесть лет, умер его отец. У вдовы на руках осталось четверо малолетних детей, и она была вынуждена отдать Ивана Димитрию Попову, брату покойного мужа, диакону того же храма. С детства мальчик обладал незаурядными природными дарованиями, с четырех лет он начал учиться грамоте и настолько преуспел в учебе, что уже в семь лет на Рождество Христово читал в храме «Апостол».
В 1806 году в возрасте девяти лет Иван поступил в Иркутскую духовную семинарию. В годы его учебы в семинарии во всем ощущался недостаток, даже не было отдельных классов: они помещались в тех же комнатах, в которой жили, ели и спали воспитанники. Пища в семинарии была очень скудная. Позже святитель вспоминал: «Учился я хорошо, но чисто ржаного хлеба, без мякины, до выхода из семинарии не пробовал». Дарования и успехи в учебе выделяли его из всех учащихся. «Прекрасно», «превосходно» и «отлично» — такие оценки получал он после ежемесячных испытаний.
Ивану дважды меняли фамилию во время учебы в семинарии. Чтобы различать многочисленных Поповых, при поступлении к его фамилии сделали добавление, указывающее на место рождения, — так он стал Поповым-Ангинским. Но чтобы еще больше устранить соименность воспитанников, ректор семинарии счел нужным почти всем ученикам переменить фамилии. Так, он стал Вениаминовым, получив фамилию в честь недавно умершего всеми уважаемого епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).
В 1817 году, незадолго до окончания семинарии, Иван Вениаминов женился на дочери священника иркутской Благовещенской церкви Екатерине и был посвящен в диаконы той же церкви. Спустя четыре года, 18 мая 1821 года, он был рукоположен во священника на открывшуюся вакансию в той же церкви и, прослужив всего два года, успел снискать любовь и уважение прихожан. Но Господь судил ему другой путь: молодой священник выразил согласие служить на Алеутских островах, входящих тогда в состав русских владений.
В 1823 году вместе с женой, годовалым сыном, старушкой матерью и братом отец Иоанн отправился в трудный путь, длившийся более года. С этого времени началось почти полувековое служение будущего Апостола Америки и Сибири в благовестии Евангелия, которое он пронес «даже до края земли». С большими опасностями для жизни, в нужде и лишениях совершал свой апостольский подвиг миссионер-труженик.
Повсюду, где служил отец Иоанн, он крестил десятки тысяч людей. Бывали случаи чудесного исцеления после крещения. Стоит ли говорить, что рассказы о подобных чудесах, быстро распространяясь среди местных жителей, свидетельствовали о божественной силе христианства и способствовали их обращению. Он строил храмы, при которых основывал школы, и сам обучал в них прихожан основам христианской веры. Замечательный проповедник, он говорил: «Чтобы действовать на сердце, надо говорить от сердца».
Проводя большую часть жизни в миссионерских путешествиях, будущий святитель глубоко изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Он перевел на несколько языков Слово Божие и Богослужение. В 1833 году написал одно из лучших пастырских миссионерских произведений «Указание пути в Царство Небесное», переведенное на все языки малых народов Сибири и выдержавшее более сорока изданий. Отец Иоанн вел наблюдения над природными явлениями, изучал местную фауну, его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность.
Пятнадцать лет проповедовал отец Иоанн в русских владениях Северной Америки и понял, что для дальнейшего успеха христианского учения среди местного населения необходимо организовать постоянную миссию. Взяв отпуск, он отправил семью в Иркутск, а сам для решения этого вопроса поехал в Санкт-Петербург и Москву. Его хлопоты увенчались успехом, а за многолетние апостольские труды он был награжден званием протоиерея. Все эти радостные события перечеркнуло трагическое известие из Иркутска: скончалась супруга отца Иоанна.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов), утешая его, убеждал принять монашество. Но из-за обремененности большой семьей (две дочери и четыре сына) и невозможности в миссионерских разъездах выполнять все требования монашеского устава, отец Иоанн согласился не сразу. Но когда по ходатайству митрополита Филарета дети его были устроены на казенное содержание, то он, видя в этом Промысл Божий, подал прошение о пострижении в монашество.
19 ноября 1840 года митрополит Московский Филарет совершил постриг отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского, на другой день он был возведен в сан архимандрита, а 15 декабря хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Высокий сан не ослабил апостольской деятельности Преосвященного Иннокентия, но сообщил ей еще больший размах. 21 апреля 1850 года он был возведен в сан архиепископа.
Почти полвека нес владыка Иннокентий людям свет Божественной истины. «Оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни, для того чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения, и просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, — есть дело поистине святое, равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на это служение!» — писал преосвященный Иннокентий.
5 января 1868 года святитель Иннокентий был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета. На новом месте служения он продолжал заботиться о помощи миссионерскому делу. Его попечением в 1870 году была учреждена Японская православная духовная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным; впоследствии святитель Николай Японский), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Огромные усилия были направлены им на основание и благоустроение в Москве православного миссионерского общества (1870).
Святитель Иннокентий преставился ко Господу 13 апреля (31 марта) 1879 года, в Великую Субботу, и был погребен в храме Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой Лавры, рядом с глубоко чтившим его митрополитом Московским Филаретом и говорившим о святителе Иннокентии: «В этом человеке есть что-то апостольское».
В 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был прославлен в лике святых, а в 1994 году были обретены его святые мощи, которые ныне покоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
Тропарь святителя, глас 1-й
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое, яко приемшия слово твое, ихже боголепно научил еси, неведущия Христа светом Евангелия просветил еси, человеческия обычаи украсил еси, Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя, глас 4-й
Истинный и неложный учитель был еси: заповеданная бо Господем сам сотворив, имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада, неверныя вразумлял еси познати веру истинную, просвещая их Святым Крещением. Сего ради со апостолы радуешися, приемля почесть благовестника Христова.