В пост легче идти по стопам Христа

Рождественский пост... Кто-то ждет его с радостью, для кого-то – это трудное время ограничений. О природе поста, его смысле и о том, как следует себя вести в дни поста, мы беседуем с наместником Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы епископом Солнечногорским Алексием.

– Владыка, многие воспринимают пост как ограничение в еде. Но, наверное, неправильно сводить сакральный смысл поста лишь к изменениям в меню?

– С одной стороны, пост – это жертва, которую мы приносим Господу. С другой, это выражение нашей любви к Богу. Впереди нас ждет Рождество Христово, и все церковные люди должны приготовиться к этому празднику: очистить свое сердце, открыть его навстречу родившемуся Богомладенцу. Ведь смысл поста заключается в том, чтобы приблизиться к Богу.

Почему мы прежде всего говорим об ограничениях в еде? Человек, имея естественную потребность в пище, подвержен греху чревоугодия. Ограничивая же себя в привычных удовольствиях, принося Богу эту малую жертву, мы тем самым делаем первый шаг Ему навстречу.

Я приведу вам такое приземленное сравнение. Когда хозяйка готовится встретить дорогих гостей, она наводит в своем доме порядок: подметает, моет полы, стирает пыль, убирает ненужные вещи. Она делает свой дом светлым, чистым, прибранным, красивым. Так же и с нашим телом: постом и ограничениями мы его очищаем, делаем более светлым и чистым для встречи с Господом.

Совершенный пост – это отказ от пищи. Но человек слаб, и нам трудно отказываться от своих привычек. Поэтому Церковь, любя грешника, предлагает ему устав, в котором сказано, от каких продуктов и в какие дни следует воздерживаться.

Одни посты в Православии более строгие, другие – менее. Таково установление святых Отцов, которые, руководимые Духом Святым, дали нам эти правила. Они определили четыре поста в году. Великий пост, как известно, приближает нас к Святой Пасхе. Воскресение Христово – самое главное событие и в церковной жизни, и в жизни человека. Поэтому предшествующий ему пост очень строгий и требует от нас глубокого внутреннего очищения. Успенский пост, он же Богородичный, посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Он такой же строгий, как и Великий, – без мяса, молока, рыбы, но короткий. Рождественский пост возвещает о пришествии в мир Спасителя. Он, как и летний пост в честь апостолов Петра и Павла, более легкий: в это время разрешается вкушать рыбу. В определенные дни постов церковный устав разрешает вино и елей. Кому-то такое послабление может показаться незначительным, но для подвижников, которые постятся строго, оно утешительно.

– От чего зависит выбор послабления? В какие дни устав разрешает вкушать рыбу или вино?

– Церковь чтит своих святых, устраивая в дни их памяти малые праздники, и тогда нам дозволяется елей и рыба. Вино – это непременный атрибут жизни на Востоке и, в частности, монашеской жизни на Афоне. Это своего рода льгота строго постящимся монахам.

Надо помнить, что пост – это время, когда мы свое сердце посвящаем Богу. Ведь неслучайно Господь сказал: «Сын мой, отдай сердце твое Мне» (Притч. 23, 26). Именно сердце руководит человеком, всеми его поступками. В какой мере мы будем требовательны к себе во время поста, в какой мере будем желать всем сердцем приблизиться к Богу, в той же мере Господь даст нам радость и укрепит наши силы.

– Владыка, кроме еды, в чем еще должен ограничивать себя верующий человек? И, прошу прощения за такой вопрос, можно ли, соблюдая пост в еде, в чем-то ином сделать себе послабление?

– Конечно, неверно думать, что пост – это только ограничения в еде. Отказываясь от скоромных продуктов, мы занимаемся лишь телом. Не менее важно думать об очищении души. Для этого постом необходимо чаще бывать на богослужениях, умножать молитвы Господу, думать о своей душе…

И тут я вам напомню слова апостола Павла из Послания к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10, 23). Кроме пищи, Церковь определила и другие ограничения. В первую очередь, это касается супружеских отношений. На время поста от них следует отказаться. Кроме того, верующий человек должен ограничить себя в развлечениях. Я имею в виду телевизор, кино, интернет, всякие праздники. Пост – время молитвы, размышлений, внутреннего созерцания. Не должно быть ничего, что уводило бы человека мыслями от Бога.

Что касается послаблений в этих вопросах, тут надо смотреть по самочувствию. Если человек болен и отказ, скажем, от молочной пищи ему повредит, то зачем такая жертва? Жертва, которая разрушает человека, Господу не нужна!

Но в подобном случае верующий, который не в состоянии в полной мере соблюдать пост, приходит к священнику и объясняет ему свою ситуацию, и батюшка может разрешить послабление в каком-то одном вопросе, допустим, вкушать молочное. Но священник не может разрешить не поститься! Потому что пост – это апостольское установление. Если человек не соблюдает пост, у него всегда остается возможность прийти в храм и в этом покаяться. Постом человек испытывает самого себя, проверяет свою любовь ко Господу. Пост – это путь к исправлению грехов и возможность приблизиться к Богу. Отказ от удовольствий и развлечений – своего рода епитимия, которую человек по доброй воле накладывает на самого себя и которая, не являясь наказанием, служит напоминанием о грехах.

– Владыка, Рождественский пост попадает на новогодние праздники, когда люди ходят друг к другу в гости, устраивают обильные застолья, по телевизору показывают много интересных фильмов… Получается, что верующий, который постится, должен от всего отказаться?

– Если человек в силах отказаться, то будет хорошо, если он ограничит себя в эти дни в увеселениях, телевизоре, гостях… Если не может, то пусть соблюдает в той мере, какая ему по силам. Например, в новогодние дни вы можете пойти пообщаться с дорогими вашему сердцу людьми, не нарушая при этом поста в еде. Общение не нарушит поста.

Кстати, многие верующие 31 декабря приходят на новогодний молебен, который совершается после вечернего богослужения. Люди благодарят Господа за минувший год и просят помощи на год грядущий. Для тех, кто давно воцерковился, новогодний праздник не составляет проблемы. Тот, кто воцерковился недавно, может испытывать на Новый год некоторые трудности. Пусть каждый выбирает то, что ему по силам. Здесь важно прислушаться к своему сердцу – оно подскажет. Главное – старайтесь проводить время благочестиво.

– А если возникает такая дилемма: приходишь на Новый год к друзьям, где тебя ждет пышный стол, и скромно кушаешь морковку с картошкой. Объясняешь, что у тебя пост, но друзья сильно обижаются. Нарушить пост – грех, обидеть близких друзей – тоже грех. Как быть?

– Я думаю, ваше сердце, ваша совесть подскажут вам решение. Ведь есть разные пути. Вы можете, например, постараться сделать так, чтобы друзья не заметили, что вы едите только «морковку с картошкой». Есть и те, кто полагает, что из любви к ближнему можно нарушить воздержание, но потом покаяться на исповеди и усилить пост на некоторое время. Известно, что одному подвижнику постом предлагали вино. Он не отказывался, но его ученик всякий раз говорил предлагавшим: «Не давайте ему вина, потому что после этого он не пьет воды». Думаю, каждый решает для себя, какой путь выбрать. У нас есть церковные правила, которым мы должны следовать, а отступления, исключения, вероятно, возможны, но это дело особое.

– Должны ли миряне соблюдать пост в той же мере, что и монашествующие?

– Монашествующие, конечно, должны соблюдать пост строже, но для этого у них есть все условия. А миряне – насколько хватает у них сил, желания, любви к Богу и согласия на этот подвиг. К примеру, для какого-нибудь студента, который перехватывает пирожок на ходу, жизнь диктует свои правила.

Поймите и примите одну простую вещь: все, в чем человек может себя ограничить во время поста, послужит ему на пользу. Всякое ограничение нас воспитывает. Но в выборе ограничений самое главное мерило – это наша совесть, а совесть у православного человека во всем сверяется с Евангелием.

Наша цель – соединиться со Христом. И пост – это наш путь к Богу. Этот путь определен опытом Церкви, который говорит нам о том, что пост полезен. Посты установлены, и мы их соблюдаем. Если не можем – каемся. Но мы не рассуждаем, правильно ли поститься или нет. Мы принимаем то, что должны принять.

Вся наша жизнь – это путь, по которому мы следуем за Христом. Это трудно, но не невозможно. Надо помнить, что в пост легче идти по стопам Господа.

Беседовал Петр Селинов

0
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.