Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)
Сегодня у всех нас большой праздник. Мы чтим святителя Николая Чудотворца, а именно — перенесение его святых мощей из Мир Ликийских в Бар в 1087 году. Это детективная и очень интересная история, от которой поражаешься, насколько Промысел Божий разнообразен. Ведь по сути мощи святителя Николая выкрали, даже, можно сказать, ограбили храм, где они хранились. В XI веке греческая (Византийская) империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая. Один турецкий отряд даже был специально направлен для этого, но по ошибке взломал гробницу другого святого, которая находилась рядом.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. Барские купцы отправились в Антиохию с грузом зерна для торговли. Они предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. Барийцы высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо – жители, опасаясь турок, скрывались в горах, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четверых монахов. Тотчас отряд барийцев, вооружившись, отправился в храм. Монахам-сторожам, которые охраняли мощи, сначала предложили деньги, чтобы они отдали святыню. Но они оказались неподкупными и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и вытащили их из саркофага, переполненного благоухающим миром. Барийцы не подготовились должным образом к перенесению святыни. У них не было с собой никакого ковчега и мощи святителя Николая завернули в кусок материи. Когда жители города вернулись, они со слезами на глазах увидели уплывающий корабль.
Некоторые люди недоумевают, когда читают историю этого праздника. Что же это за праздник такой, когда выкрали мощи? Но этот праздник показывает промышление Божие о святых своих.
Святителя Николая как своего родного, дорогого почитают и русские, и греки, и киприоты, и финны, потому что он всем помогает, абсолютно всем. Как Бог всем помогает, так и святитель Николай своим милосердием приблизился к Христу. Недаром в день памяти святителя читается евангельский отрывок о блаженствах (Лк, 24 зач, VI, 17-23). Что такое блаженство? Это высшая степень духовной радости и счастья человеческого, которая рождается в сердце от чистоты и близости к Богу. Святитель Николай исполнил заповедь «блаженны милостивые» (Мф 5:7), призыв Господа к милосердию. Настолько сильная, огромная была его любовь к людям при жизни, что после кончины, в жизни вечной он имеет больше возможности помогать людям. И вот мы его знаем помогающим путешественникам, плавающим. Он спасает в кораблекрушениях, исцеляет от болезней, изгоняет бесов, помогает в самую трудную жизненную минуту – не счесть тех чудес, которые сотворил Николай Чудотворец и до сих пор он их совершает с помощью благодати Божией. Поэтому и нет ни одного храма, ни одного дома, где не было бы иконы святителя Николая. Каждый из нас хоть раз в жизни имел случай помощи от него. Мы любим и почитаем своих ангелов-хранителей, своих небесных покровителей, в честь которых мы названы. Но святитель Николай – это еще один наш ангел хранитель, еще один святой, который всегда рядом. Поэтому мы его и чтим, посвящаем ему храмы и так будет до конца дней этого мира».
Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4
Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.
Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 3
Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас ра́ди яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.