Озерянская икона Божией Матери (XVI)
Почитаемая в Православной Церкви Озерянская икона Божией Матери — главная святыня города Харькова и всей Слобожанщины. Она является покровительницей охотников и рыбаков. Перед этим чудотворным образом молятся о помощи при тяжелых переломах, травмах, болезнях слуха и зрения. Известно, что молитва к Божией Матери лишь в том случае получает отклик, когда она исходит от сердца и на благо самого молящегося.
По преданию, чудотворная икона была обретена в конце XVI века. Однажды местный крестьянин косил траву на берегу реки Озерянки. Взмахнув косой, он услышал приглушенный человеческий стон и, наклонившись, увидел в густой траве икону с ликом Божией Матери и Младенца Иисуса, которую случайно рассек косой. Опечаленный крестьянин поднял икону и с благоговением отнес домой. Помолившись перед святым образом, он поставил икону в красный угол, рядом с другими образами. А когда на следующий день утром проснулся, найденной иконы в доме не было. Крестьянин вновь отправился на луг и там, на прежнем месте, нашел икону. Причем две части вновь соединились между собой, образовав небольшое уплотнение, похожее на шрам на месте разреза. Возле иконы стояла зажженная свеча, а рядом забил родник с холодной ключевой водой.
Крестьянин рассказал о чуде местному священнику, а тот — Обоянскому и Белгородскому владыке Феодосию, который благословил построить на месте обретения святыни православный храм. Вскоре здесь появилась деревянная церковь, которую освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в ней была установлена новоприобретенная икона, получившая название Озерянской — по месту своего явления. Чудотворный образ стал источником исцеления и утешения для многих верующих. Слава о нем быстро распространилась по всей округе.
Видя знамения благодати Божией, исходящей от иконы, местный священник по имени Феодор пожелал, чтобы на его уединенном хуторе Озерянка (в настоящее время одноименное село, расположенное в тридцати километрах от Харькова) была устроена иноческая обитель. Это его желание поддержал архимандрит Севастиан (Юхновский), известный своей благочестивой подвижнической жизнью. Он и сам получил исцеление по молитвам перед этим чудотворным образом.
В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь: расширен и украшен храм Рождества Богородицы, возведены церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной при ней, колокольня с часами, братские кельи, обитель была обнесена изгородью. Вскоре благочестивый Феодор и сам переселился в Богородичную пустынь.
Монастырь просуществовал почти восемьдесят лет. В рамках церковной реформы было закрыто пятнадцать слобожанских монастырей, в том числе и Озерянская Богородичная пустынь. Братию перевели в Куряжский монастырь (в настоящее время поселок Подворки, в десяти километрах от Харькова, до наших дней обитель не сохранилась), с собой они привезли чудотворный образ. Именно Озерянской иконе была обязана обитель своим благосостоянием: к чудотворному образу шел непрерывный поток паломников и богомольцев.
Икона привлекала к себе тысячи паломников со всей России. Сохранились свидетельства о многочисленных исцелениях и других случаях чудесной помощи по молитвам перед святым образом. Кроме излечения от духовных и физических болезней, известна роль иконы в борьбе с эпидемиями инфекционных заболеваний.
В 1843 году по многочисленным просьбам верующих император Николай I разрешил проводить крестные ходы с чудотворным образом. 30 сентября начиналось шествие из Куряжского монастыря к Покровскому кафедральному собору города Харькова, а 22 апреля крестный ход совершался в обратном направлении. В дни следования крестного хода замирала общественная жизнь города, не работали учебные заведения.
О том, насколько была почитаема Озерянская икона, свидетельствует такой факт. Первая на территории Российской империи киносъемка, произведенная ее гражданином, была осуществлена 30 сентября 1896 года Альфредом Федецким и называлась «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков». Это первый документально подтвержденный российский фильм.
Оригинал чудотворной Озерянской иконы был утрачен в 1930-е годы. С самого начала своего явления с иконы было сделано множество отличавшихся друг от друга списков. И даже эти списки унаследовали от первообраза способность творить чудеса, чем заслужили известность среди православных.
Самыми знаменитыми списками Озерянской иконы Богоматери, дошедшими до наших дней, являются два старинных образа, один из которых находится в Свято-Озерянском храме на Холодной горе (храм Сретения Озерянской иконы Божией Матери), в Харькове, другой — в харьковском Свято-Благовещенском кафедральном соборе. Последняя копия чудотворного образа была освящена 16 сентября 2010 года на месте обретения Озерянской иконы (село Озеряны) и в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме Покровского мужского монастыря (Харьковской епархии).
Тропарь Пресвятой Богородице предиконой Ее «Озерянской», глас 3-й
Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Озерянская нам, Владычице, показася; пред неюже души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Озерянской», глас 5-й
Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни и крест земнаго жития носити им помози; елика бо хощеши, можеши.