Яхромская икона Божией Матери (XV)
В церковном календаре Русской Православной Церкви упоминается более 260 чтимых и чудотворных икон Божией Матери. Всего же, по мнению специалистов, в христианской традиции известно более 860 изображений, одним из них является образ Божией Матери Яхромская. Перед этой иконой молятся в болезнях и тяжелых жизненных ситуациях.
По преданию, чудотворный образ Божией Матери был обретен преподобным Космой Яхромским. Его имя в миру, как и точные дата и место рождения, неизвестны. Исследователи полагают, что в отроческом возрасте он был отдан в услужение в семью знатных бояр Секериных, которые постарались дать ему хорошее по тем временам образование.
Однажды боярин, у которого трудился Косма, серьезно заболел. В поисках врача, сопровождаемый Космой, он переезжал из одного города в другой. Однажды они остановились отдохнуть в шестидесяти верстах от города Владимира, на берегу реки Яхромы. Утомленный долгой дорогой больной уснул, а Косма внезапно увидел яркий свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Отрок увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы, от которой исходили лучи света. Он лагоговейно взял икону, поднес к болящему, и тот немедленно выздоровел.
Косма тайно удалился от исцеленного, которому он уже был не нужен, и отправился в Киево-Печерскую обитель, где принял монашеский постриг. После многих лет, проведенных в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию, он удалился из обители. Взяв с собой икону, преподобный Косма, отправился на берег Яхромы, на то место, где ему некогда явился чудотворный образ.
Здесь преподобный Косма решил увековечить событие, связанное с явлением иконы. Он построил каменный храм в честь Успения Божией Матери и поставил в нем Яхромскую икону. Позднее на этом месте был образован Свято-Успенский Космин Яхромский монастырь, игуменом которого стал преподобный.
В XVII веке, вероятно, при царе Алексее Михайловиче чудотворный образ был взят в Москву. В сказании о нем говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен...» Предполагается, что чудотворный образ был возращен в обитель в 1685 году, и дальнейшая судьба его неясна. Однако современные исследователи полагают, что икона, которая в течение двух веков хранилась в Косминой обители, а в XVII веке вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» была взята в Москву, осталась в царском храме Благовещения.
В XVIII–XIX веках в Косминском монастыре два вида изображений Божией Матери называли Яхромской. Обе эти святыни не сохранились. Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее города Суздаля.
В дни гонений древняя Космина обитель была закрыта, но удивительным образом монастырские каменные храмы и братский корпус, построенные в XVII веке святителем Митрофаном Воронежским, стоят и доныне. В то время как десятки церквей в окрестных селах навсегда были стерты с лица земли, остались почти невредимыми храм Нерукотворного Образа и древняя соборная церковь Успения, избежал разрушения и надвратный храм Святителя Николая. В 1990-е годы жители села Небылова, в центре которого стоит Успенская обитель, начали возрождать церковно-приходскую жизнь, а вскоре здесь появились и немногочисленные насельники. Главными святынями монастыря по-прежнему являются мощи преподобного Космы Яхромского и копия чудотворной Яхромской иконы Богородицы.
Тропарь, глас 4-й
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо едину надежду имамы.
Кондак, глас 6-й
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.