Братия и Сестры! Придел во имя благоверного Князя Даниила Московского нуждается в вашей помощи! Любая сумма для нас будет значима! Пожертвовать
×

Преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский (1453)

Преподобный Иоасаф Спасокубенский, инок Преображенского Спасо-Каменного монастыря, снискал себе известность полным послушанием, постничеством, ревностью в молитве. Братия монастыря удивлялись благой кротости и разумной простоте подвижника. За богоугодную жизнь Спаситель удостоил преподобного Иоасафа Своего явления. На вопрос святого, о том, какое самое действенное оружие против козней врага нашего спасения, — он услышал ответ Господа: исполнение заповедей Божиих.

Точная дата рождения преподобного Иоасафа Каменского, Вологодского чудотворца (в миру князя Андрея) точно неизвестна. Специалисты полагают, что он родился около 1428 года. Княжич был младшим, четвертым, ребенком в семье владетельного (обладающего правом наследственной власти) Заозерского князя Димитрия Васильевича Меньшого и княгини Марии. (Заозерье — земли, лежащие по северо-восточной и северо-западной сторонам Кубенского озера, удел Ярославского княжества.)

Родители князя Андрея были людьми благочестивыми, они особенно почитали Церковь: отдавали часть своих средств на устройство монастырей, а также жертвовали иконы и книги в храмы и обители. В 1429 году, во время набега казанских татар на Ярославль, князь Димитрий Васильевич был зверски убит. Все заботы о детях легли на плечи княгини Марии. Семи лет Андрей начал обучаться грамоте и сразу проявил большой интерес к изучению Священного Писания. Но вскоре в семье случилась новая беда: скончалась княгиня Мария, а затем в результате феодальных междоусобиц Заозерское княжество было присоединено к Москве.

Благочестивое воспитание, любовь к монашеству, привитая родителями, а также ранее сиротство, лишение княжеского удела — все это привело будущего подвижника в 1448 году к решению оставить мир и принять постриг. Для своих иноческих подвигов юноша избрал Преображенский Спасо-Каменный монастырь, расположенный на маленьком острове Кубенского озера. Этот древний монастырь был основан на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. Обитель, как стенами, была ограждена водой и непроходимыми лесами от треволнений мира. Князя Андрея очень радовало такое расположение монастыря, и он говорил: «Се покой! Зде вселюся».

Игумен монастыря отец Кассиан долго отказывал княжичу: он боялся недовольства великого князя Московского и, отговаривая будущего святого от поступления в обитель, долго ему рассказывал о трудностях и скудости монашеской жизни. Больших усилий стоило князю Андрею умолить игумена принять его в монастырь.

Позднее он был пострижен в монашество с именем Иоасаф, в честь святого Иоасафа, царевича Индийского. Игумен передал новопостриженного инока в послушание старцу Григорию, впоследствии епископу Ростовскому. Под окормлением опытного духовника юный подвижник преуспевал в добродетелях. Он отличался полным послушанием не только игумену и своему старцу, но и всей братии. Кроткий и разумный инок преуспел во многих добродетелях: был усерден в постах и молитве, любил читать книги, особенно жития святых. Братия монастыря удивлялись его благой кротости и разумной простоте.

Несмотря на свой молодой возраст, преподобный Иоасаф стяжал высокие духовные дарования, что вызывало злобу диавола, который никогда не оставляет в покое истинных угодников Божиих. Много раз духи злобы вооружались против преподобного, но ему удавалось силой молитвы отгонять их.

Не довольствуясь обычными иноческими подвигами, преподобный, с благословения игумена, решил жить в безмолвии: он затворился в келье и пребывал в постоянной молитве. В течение пяти лет святой Иоасаф подвизался в Спасо-Каменном монастыре. В последний год своей жизни он только один раз в неделю вкушал пищу и каждый воскресный день приобщался Святых Христовых Таин.

От великих трудов и воздержания молодой подвижник заболел. Без ропота, терпеливо перенося немощь, он благодарил Господа за посланный недуг и продолжал вести затворническую жизнь. Только незадолго до смерти он пришел в храм на общую молитву и просил игумена и братию посетить его келью. Он попросил у всех прощения и благословения, умолял не скорбеть о его уходе и завещал соблюдать монастырский устав и хранить мир между собой. Последнее его прошение было о ниспослании ему мирной кончины.

10 (23) сентября 1453 года преподобный Иоасаф в присутствии братии совершил правило и молитву Господу и Пресвятой Богородице, возлег на смертный одр и тихо скончался.

Вскоре после смерти преподобного Иоасафа начались чудеса при его гробе. Уже первые богомольцы, пришедшие на погребение преподобного, прикоснувшись к его гробу, излечились от своих недугов. Исцеления и чудотворения по молитвам к нему продолжались и в дальнейшем. Все это послужило основанием для причисления преподобного Иоасафа Спасокубенского к лику святых Русской Православной Церкви.

Мощи святого Иоасафа почивали в Спасо-Каменном монастыре до пожара 1774 года, после которого монастырь был упразднен, а святые мощи перенесли в Духов монастырь в Вологде. В конце XIX века обитель была возрождена, и в 1894 году мощи преподобного были возвращены в островную обитель. Перед закрытием монастыря, в 1925 году, мощи передали в вологодский собор Рождества Пресвятой Богородицы.

23 сентября 2018 года, в день памяти преподобного Иоасафа Каменского, рака с мощами святого была доставлена крестным ходом по воде во вновь открытый древнейший монастырь Вологодской митрополии — Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. Преподобный Иоасаф своими честными мощами второй раз вернулся в родную обитель.


Тропарь преподобного Иоасафа Каменского, Спасокубенского, глас 2-й

Яко древо насажденно при водах воздержания, струями слез твоих напаяем, преподобне отче Иоасафе, сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти. Тем Великий Мздовоздатель в житницах Небесных тя сокровище положи, но поминай чтущих любовию пресветлую память твою, моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе, спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоасафа Каменского, Спасокубенского, глас 4-й

Явися велие солнце Христове Церкви, просвещая тех житием своим, всечестне, яко черпалом златым от кладезя неископаннаго, чудеса почерпл еси от Источника неистощимаго, на успение свое пришел еси, всеблаженне Иоасафе, ныне всем даеши грехов прощение.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.