Преподобномученик Макарий Каневский (1678)
Архимандрит Овручский, Переяславский, преподобномученик Макарий Каневский жил в ХVII веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси. В условиях изнурительной борьбы, как религиозной, так и геополитической святой Макарий оставался последовательным защитником Православия. Еще при жизни он прославился многочисленными дарами чудотворения и прозорливости.
Преподобномученик Макарий родился в 1605 году, на Волыни, в городе Овруче (ныне Житомирская область, Украина), в знатной благочестивой семье Токаревских, известных ревнителей православия. Мирское имя Макария неизвестно. Родители воспитывали мальчика в любви к молитве и Церкви. Макарий, «Спаса Христа измлада возлюбивши», оставив родительский дом, с 1614 по 1620 год обучался при Успенском Заручайском монастыре в Овруче. Молитва и чтение святоотеческих творений были его любимым занятием. После смерти родителей он принял монашеский постриг в этом монастыре.
В 1628 году инок Макарий, с благословения священноначалия, оставил обитель и был определен в только что открывшийся монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенный в селе Купятичи близ Пинска (ныне Брестский область, Беларусь). Там преподобный настолько прославился подвижнической и добродетельной жизнью, что уже вскоре, в 1630 году, был рукоположен в диакона, а спустя два года — во иеромонаха.
В 1637 году настоятель обители отправил будущего святого в Киев к митрополиту Петру (Могиле) для передачи пожертвований на обновление Софийского собора. Увидев в монахе преданного сына Церкви Божией, митрополит поручил ему заняться постройкой монастыря при Воскресенском храме, находившемся за западными воротами города Каменца (ныне Гродненская область). Приблизительно около 1640 года иеромонах Макарий (Токаревский) стал первым игуменом этой обители. Его трудами при монастыре было образовано училище, где иноки и горожане обучались грамоте, Закону Божию, знакомились с книгами Священного Писания и творениями святых отцов. С 1656 по 1659 годы преподобный Макарий возглавлял Купятицкий монастырь, а в 1660 году был назначен руководить в сане архимандрита братией родного Успенского монастыря в Овруче.
Монастырь под его управлением стал одним из духовных центров православия на этой земле, за что неоднократно подвергался нападкам как радикально настроенных униатов, так и иноверцев — крымских татар. Борьба отнимала жизнь не только у священников и простых верующих, приходили в упадок храмы, монастыри, церковное имущество грабили, наносили побои и оскорбления братии.
В 1671 году Успенский Овручский монастырь был разграблен крымскими татарами, в нем не осталось ни одного монаха (по одной из версий, их выгнали, по другой — почти все они были вырезаны). Сам архимандрит Макарий был вынужден удалиться из Овруча: он отправился в Киево-Печерский монастырь. Два года провел он в Киеве, а затем митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил его настоятелем Успенского монастыря в городе Каневе (ныне Черкасская область, Украина), который стал местом последнего служения и страшной кончины преподобного Макария.
Здесь святой мученик особенно прославился дарами предвидения и исцеления. Известен случай, когда он «ленивого и неблагонравного сына жены благочестивыя» добрым советом и молитвой обратил к покаянию. «Читай одну молитву „Отче наш“, — говорил он юноше, — и в ней найдешь всё: и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Молитва так понравилась юноше, что он стал часто читать ее и вскоре сделался честным и добродетельным человеком.
Канев, располагавшийся на правом берегу Днепра, постоянно подвергался захватам и разорениям то польских войск, то крымских татар, а после заключения Переяславской Рады он стал еще и местом столкновения между собой казацких отрядов. Не оставляли свои попытки захватить эти земли и правители Османской империи. В 1678 году турецкий султан Мехмед IV послал в Малороссию объединенное турецко-татарское войско. 4 (17) сентября иноверцы напали на Канев и ворвались в монастырь.
Архимандрит Макарий бесстрашно встретил врагов на паперти храма с крестом в руках. Жестоко избив настоятеля, разбойники потребовали, чтобы он указал место, где спрятана монастырская казна. Старец ответил врагам: «Мое злато на Небе, а не на земле. Здесь я его не закапывал, зная, что придут тати и разбойники и расхитят. А имущество церкви в благодати и милости Господней». (Имущество монастыря незадолго до этого было роздано во время голода местным жителям.) Разъяренные турки повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов, а через несколько дней, 7 (20) сентября, преподобномученику отрубили голову. Верующие внесли его тело в монастырский храм, в котором для безопасности затворились. Но вернувшиеся турки обложили церковь дровами и заживо сожгли всех скрывшихся в храме. Когда захватчики ушли из монастыря, оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, и только одно тело было найдено в целости и было как бы живое — это тело преподобномученика Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. На следующий день святое тело было погребено в том же храме под жертвенником. Местное почитание преподобномученика Макария началось сразу же после его кончины.
В 1688 году, при обновлении храма, гроб преподобномученика был открыт и в нем обретено нетленное тело святого. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель святые мощи были торжественно перенесены в Переяславскую полковую Воскресенскую церковь. (Переяслав — один из древнейших городов Руси, в разные времена он имел разные названия: Переяславль, Переяславль Южный, Переяславль Русский, с 1943 по 2019 год — Переяславль Хмельницкий, (ныне это Бориспольский район Киевской области).
В 1713 году останки архимандрита были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали с 1786 года в Переяславском Вознесенском монастыре. В 1942 году святые мощи преподобномученика Макария были перенесены в Троицкую церковь города Черкассы, а с 1965 года находились в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы того же города. 26 мая 2003 года мощи перенесены в Черкасский Свято-Михайловский кафедральный собор.
Тропарь преподобномученика Макария,
архимандрита Каневского, глас 4-й
Христу, нас ради с Небес сошедшему, последовал еси в подвизех твоих, Макарие, отче наш. Егоже моли о нас, ублажающих тя, прощение прегрешений даровати нам, любовию же и смирением сердца наша озарити и спасти души наша.
Кондак преподобномученика Макария,
архимандрита Каневского, глас 4-й
Нетленною красотою смиреннаго жития твоего Бога на земли прославил еси и Божественный веры чистоту сохраняти люди научил еси, страдальческими же подвиги кончину прием, от Бога прославлен явился еси, преподобномучениче Макарие, отче наш.