Преподобный Авраамий Смоленский (XIII)
Преподобный Авраамий Смоленский, чудотворец, первый игумен смоленского Авраамиева монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, известен как проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда.
Преподобный Авраамий Смоленский (его мирское имя неизвестно) родился в 1172 году в семье богатых родителей, приближенных к семье смоленского князя. Долгие годы родители, у которых было двенадцать дочерей, молили Господа о даровании им наследника. И Господь услышал их молитву.
В раннем возрасте мальчик, как это часто бывает у будущих святых, сторонился шумных детских игр. Он имел склонность к посту и молитве, любил читать Жития святых. В училище, куда определили его родители, он обратил на себя внимание необыкновенной любознательностью. В свободное от занятий время отрок любил посещать храм, где прекрасно пел и читал. После окончания учебы родители уговаривали его вступить в брак, но Авраамий твердо отказался, он мечтал о другой, духовной, жизни.
После смерти родителей он раздал полученное наследство и принял постриг в Успенском монастыре на Селище под Смоленском. Уже здесь Авраамий прославился не только иноческими подвигами послушания, поста и молитвы, но и необыкновенной начитанностью, сочетавшейся с собственноручным переписыванием книг, из которых он черпал духовное богатство.
В 1198 году преподобный Авраамий, приняв сан иеромонаха, был избран духовником обители. Он вел неутомимую пастырскую деятельность, каждый день служил литургию, его проповеди отличались суровой аскетической направленностью и привлекали к нему многих слушателей. К Авраамию шли и богатые, и бедные люди, лица духовные и миряне. Он был строг и к себе, и к духовным чадам. Все это не могло не вызвать злобу врага рода человеческого, который возбудил в братии зависть. Они настроили против праведника игумена монастыря, который запретил преподобному Авраамию беседовать с народом («ты же престани уча»). После этого он был вынужден удалиться в бедный смоленский Крестовоздвиженский монастырь на Покровской горе.
Народ продолжал приходить к преподобному: привлекали не только проповеди святого и его наставления, но и вся его строгая подвижническая жизнь. Вскоре его стараниями обитель была приведена в лучшее состояние, украсилась новыми иконами, предположительно, написанными им самим. Все это дало повод для зависти части духовенства Смоленска. Они требовали подвергнуть Авраамия публичному суду епископа. Несмотря на то, что на суде святой сумел опровергнуть все надуманные нападки, а также обвинения в ереси («глубинные книги почитаетъ»), ему запретили служение и велели возвратиться в пригородную обитель на Селище. Однако у святого были и свои сторонники, одним из которых являлся священник Лазарь, будущий епископ Смоленский.
Страшная засуха, которой никогда ранее не было в этих краях, стала Божиим наказанием за неправедный суд над угодником Божиим. Не помогли молебны о ее прекращении, которые служились повсеместно. Тогда священник Лазарь обратился к местному епископу Игнатию с просьбой разрешить служение преподобному Авраамию и предупредил, что в противном случае еще большие беды могут постигнуть горожан. Владыка снял запрет в служении с преподобного и попросил у него прощения за осуждение. Он также попросил святого помолиться за жителей города. Смиренный инок также испрашивал у владыки молитв. Вернувшись в свою келью, Авраамий предался усердной молитве, и в городе прекратилось «бездождье велико», что стало свидетельством праведности преподобного.
Спустя несколько лет по благословению епископа Игнатия в Смоленске был учрежден мужской монастырь в честь положения ризы Богородицы во Влахерне (Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный). Никто не хотел быть игуменом в бедной обители, братия которого жили на епископскую милостыню. Епископ вспомнил, что преподобный Авраамий скорбел иногда об удалении от города монастыря на Селище, ведь приходившим к нему за духовными наставлениями людям приходилось тяжело добираться сюда. Владыка поручил управление новым монастырем преподобному Авраамию и возвел его в сан архимандрита. В годы игуменства преподобного обитель отличалась как материальным достатком, так и строгостью при приеме иноков. Более прежнего внушал он братии и духовным чадам помнить о смерти и молиться день и ночь, чтобы не быть осужденным на Страшном Суде.
Год преставления преподобного Авраамия Смоленского неизвестен, сообщается только, что он «подвизался лет 50». По одним сведениям, в конце XIX века мощи преподобного Авраамия Смоленского находились под спудом в Введенской церкви Авраамиева монастыря. По другим, после захвата Смоленска поляками в 1611 году мощи святого были сокрыты и местонахождение их неизвестно.
Местное почитание преподобного Авраамия Смоленского началось вскоре после кончины святого, в первой половине XIII века. Житие и служба преподобного Авраамия, по мнению некоторых ученых, составлены в первые годы татаро-монгольского нашествия. Общецерковная канонизация состоялась на Макарьевском Соборе 1549 года, что объясняет появление в некоторых богослужебных сборниках XVI века полиелейной службы святому.
Тропарь преподобного Авраамия Смоленского, глас 8-й
Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце, светозарно лучами озаряющая мир и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая. Днесь Небесныя силы святых Ангел и души праведных мысленно торжествуют, радующеся. Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся: отче преподобне Авраамие, Христа Бога моли непрестанно спасти град и люди, любезно тебе почитающия.
Кондак преподобного Авраамия Смоленского, глас 3-й
Возсия, Господи, граду Твоему память Твоего угодника, яко светлое солнце, радостно всех, яко лучами, озаряющи, паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере от всех бед избавляют нас и упраждняют варварская шатания. Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся и спасаемся молитвами Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.