Святой пророк Божий Иезекииль (VI в. до Р. Х.)

Иезекииль — согласно христианскому учению один из ветхозаветных «великих пророков», автор названный его именем книги, входящей в состав «Ветхого Завета». Имя святого переводится с еврейского как «Бог да укрепит». Пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Как и пророк Моисей, он молитвой к Богу разделил воды реки, и евреи смогли перейти на другой берег, избежав преследования неприятеля, а во время голода испросил у Бога умножения пищи для голодающих.


Святой пророк Иезекииль родился в иудейском городе Сарире около 622 года до н. э. в семье священника Вузия из колена Левиина и сам со временем стал священником. Во время второго нашествия на Иерусалим царя Навуходоносора Иезекииль был взят в плен и вместе с другими евреями насильственно переселен в Вавилон. Он жил близ реки Ховар, и там в возрасте тридцати лет началось его пророческое служение. Пророк сам рассказывает об этом: «И было в тринадцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божия» (Иез. 1:1). Ему было открыто будущее не только еврейского народа, но и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем — таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом — подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее «подобие Человека», а вокруг Него радуга (Иез. 1:4–28).

По толкованию отцов Церкви, пресветлое «подобие Человека», сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, являющейся Престолом Божиим. Четверо животных считаются прообразом четырех евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью, с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобно орлиному.

При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. Он услышал слова: «Я посылаю тебя, и ты скажешь им: „так говорит Господь Бог!“» (Иез. 2:4).

С этого времени началось пророческое служение Иезекииля. Его дом, как и дома многих священников в плену вавилонском, стал местом, где собирались иудеи (именно из таких домов собраний во времена плена и родилась синагога). К приходившим к нему соотечественникам пророк Иезекииль обращал свои проповеди. Он возвещал им о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога, но говорил и о наступлении лучших времен для них.

Особенно важны два знаменательных видения пророка — о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком «вратами затворенными», которыми прошел только Один Господь Бог (Иез. 44:2).

Видение о сухих костях на поле — прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез. 37:1–14). Это пророчество о воскресении мертвых читается в Православной Церкви на утрени Великой Субботы.

Большую, чем у других пророков, роль в проповеди Иезекииля играли символические действия, прообразующие катастрофу, которая постигнет Иудею за грехи народа: долгое молчание, запирание себя в доме (Иезю 3:24–26), изображение на кирпиче Иерусалима и его осады (Иез. 4–1), лежание то на левом, то на правом боку, питание нечистой пищей, обривание волос (Иез. 4–5). Последние три действия пророчествовали об Иерусалиме как об осаждаемом, голодающем и завоеванном городе.

Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет — будет отвечать за грех и подлежит осуждению, а грешнику, если покается и умрет в покаянии — его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3:20; 18, 21–24).

Около 571 года до н. э. пророк Иезекииль был убит. Как гласит предание, по приказу одного из израильских старшин, не выдержавшего обличений святого в идолопоклонстве, святой был предан мученической смерти: привязан к коням и разорван. По другой версии, он был побит камнями. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Однако ряд исследователей полагает, что пророк был похоронен на острове Арал-Пайгамбар, на реке Амударья, вблизи города Термез (Узбекистан).


Тропарь пророка Иезекииля, глас 2-й

Пророче Божий Иезекииле, предзревый затворенная Духом врата и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, Того моли, молимся, да отверзет дверь милости Своея и спасет души благочестно поющих память твою.

Кондак пророка Иезекииля, глас 4-й

Божий явился еси пророк, Иезекииле чудне, воплощение Господне всем провозвестил еси, Сего Агнца и Зиждителя, Сына Божия, явльшася во веки.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.