Благоверный великий князь Андрей Боголюбский (1174)

Великий князь Андрей Боголюбский — сын князя Юрия Долгорукого, внук князя Владимира Всеволодовича Мономаха — вошел в историю как выдающийся ревнитель благочестия и храмостроитель, равно как и мученик-страстотерпец. Его также считают самым значимым правителем XII века на Руси. Именно ему, этому виднейшему политику домонгольской Руси, обязан Владимиро-Суздальский край своим возвышением.

Частица мощей святого благоверного князя Андрея Боголюбского хранится в мраморной раке Троицкого собора Данилова монастыря.

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был сыном ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого от его первого брака с Марией (в Святом Крещении), дочерью половецкого хана Аепы Осеневича. Точная дата рождения князя Андрея неизвестна: одни ученые полагают, что это событие произошло между 1120 и 1125 годами, другие же считают годом его рождения 1110-й.

С юных лет полюбил Андрей благочестивую жизнь, чтение Священного Писания, церковное пение, молитву в храме и дома, но не оставлял он и ратных трудов. Князь отличался мужеством и исключительной личной храбростью, помогал своему отцу в войнах за великокняжеский престол. Андрей женился на Иулитте, дочери боярина Кучки, владельца тех мест, где впоследствии будет находится наша великая столица.

В 1155 году князь Юрий Долгорукий дал своему сыну Андрею в удел город Вышгород, расположенный в шестнадцати верстах от Киева, вверх по Днепру. В то время Вышгород наряду с Киевом был одним из главных древнерусских центров Среднего Поднепровья. Однако князя Андрея влекло на север, где он родился и вырос, и в этом же году, повинуясь воле Божией, он уехал из Вышгорода. Перед отъездом, помолившись перед чудотворной иконой Вышгородской Божией Матери из женского Богородичного монастыря, написанной святым евангелистом Лукой, князь отправился в путь, взяв икону с собой. В десяти верстах от Владимира повозка с иконой остановилась, и никакие усилия не могли заставить лошадей тронуться с места. Отслужив молебен, князь с родственниками и свитой остался здесь на ночлег. В сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица и повелела не везти Ее образ в Ростов, а оставить во Владимире (позже икона начала именоваться Владимирской и со временем стала одной из наиболее почитаемых святых икон России). На месте Своего явления Пресвятая Богородица приказала устроить обитель, что святой князь и сделал. Также, по преданию, князем была построена и загородная резиденция с храмом Рождества Богоматери — Боголюбово. Для нового храма написали икону, которую назвали Боголюбской. Это же имя получил и сам князь.

Андрей Боголюбский снискал популярность среди местного боярства, что позволило ему в 1157 году, после смерти князя Юрия Долгорукого, вопреки его завещанию в пользу его младших сыновей от второго брака, занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во Владимир.

Князь Андрей Боголюбский являлся одной из ключевых политических фигур своего времени. Он сыграл решающую роль в превращении Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев. Летописец отмечал, что «мужество и ум в нем жили, правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он».

В тесной связи с планами великого князя Андрея по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества началось его интенсивное каменное строительство. Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, город украсился Серебряными и Золотыми воротами с надвратной церковью в честь Положения Ризы Богоматери, были воздвигнуты великолепный Успенский собор, церковь и монастырь Вознесения недалеко от Золотых ворот, а также множество других храмов. За годы правления великого князя были построены свыше тридцати церквей и соборов. Строительство храмов сопровождалось щедрыми пожертвованиями со стороны князя на их украшение, богослужебное убранство и материальное обеспечение клира. Все это немало способствовало христианскому просвещению Ростово-Суздальской земли. В правление князя здесь началось систематическое летописание, в котором участвовали клирики Владимирского Успенского собора.

Вера благоверного князя в особое покровительство Пресвятой Богородицы Владимиро-Суздальской земле нашла свое отражение в создании большого числа храмов, посвященных Божией Матери. Кроме того, по инициативе князя в память заступничества Божией Матери (через Ее Владимирскую икону) за княжеское войско в походе 1164 года против волжских булгар были учреждены праздники: в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 (14) октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 (14) августа).

В 1165 году в пойме реки Нерль была сооружена церковь, впервые посвященная Покрову Пресвятой Богородицы, — чудом дошедший до наших дней шедевр древнерусской архитектуры. К заслугам великого князя можно отнести меры по защите внешних рубежей от набегов кочевников и стремление его к независимости Руси от внешних сил.

Усиление княжеской власти привело к конфликту с видными боярами. В 1174 году князь Андрей пал жертвой заговора, главную роль в котором играл приближенный к князю боярский род Кучковичей. Князь принял мученическую кончину от руки изменников в своем тереме в Боголюбове. Последними его словами были: «Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой!» Два дня тело убитого князя лежало сначала на огородах, а затем в притворе Рождественской церкви без отпевания и только через неделю было перенесено в Успенский собор, где и совершилось погребение. Пожалуй, ни одно убийство летописи не описывали так подробно, как убийство князя Андрея. Исследователи отмечают, что в заговоре принимали участие только бояре, которые были недовольны политикой князя и его стремлением укрепить собственное самодержавие, притеснив их власть. Следует также добавить, что, как только простые люди узнали об убийстве князя, они восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили.

В 1701 году, при императоре Петре Великом, мощи святого Андрея Боголюбского были обретены нетленными и положены в раку в приделе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (который в 1768 году был переименован в память святого благоверного князя Андрея). В 1820 году над мощами была сооружена серебряная гробница. В советское время святые мощи трижды подвергались вскрытию: в 1919, 1934 и 1941 годах. В 1987 году Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник передал святые мощи Владимирской епархии, и с тех пор они вновь покоятся на прежнем месте, в раке у северной стены Успенского собора.


Тропарь благоверного князя Андрея Боголюбского, глас 8-й

Яко благоверен и праведен, за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, кровь свою пролияв, якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу, якоже Авеля и Захарии праведных, благоверный страстотерпче, великий княже Андрее, с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти и сыновом российским спастися.

Кондак благоверного великого князя Андрея Боголюбского, глас 8-й

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.