Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский был и остается одним из самых любимых русских святых XIX века. Еще при жизни он почитался как старец, к нему за советом, утешением и помощью ехали со всех уголков России. Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем — учеником преподобных Льва (Наголкина) и Макария (Иванова), — но стал известен более других оптинцев. Об этом говорит тот факт, что именно старец Амвросий явился прообразом старца Зосимы в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы».
Преподобный Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 (по другим сведениям 21) ноября 1812 года в селе Большие Липовицы Тамбовского уезда Тамбовской губернии, в семье пономаря. Своих восьмерых детей родители воспитывали в строго православном духе. Александр обучился чтению по церковнославянскому букварю, Часослову и Псалтири, с ранних лет он читал и пел на клиросе.
В 1824 году мальчик поступил в Тамбовское духовное училище на полуказенное содержание. В 1930 году как один из лучших выпускников был принят в Тамбовскую семинарию. Юноша обладал очень живым, веселым, общительным характером, добротой и остроумием, его очень любили товарищи. На последнем курсе семинарии он тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления принять монашество, однако несколько лет откладывал его исполнение, «жался», как он сам позже говорил. Успешно окончив учебу, он не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время был учителем в одной богатой помещичьей семье, а затем преподавателем греческого языка в Липецком духовном училище. Но своего обета не забыл, и чем больше проходило времени, тем чаще и мучительнее становились укоры совести о неисполненном слове. Летом 1839 года, по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, Александр с товарищем заехал в Троекурово (ныне Липецкая область), к известному затворнику Илариону — для благословения на постриг и совета о том, какой монастырь выбрать. Угодник Божий сказал: «Иди прямо в Оптину, ты там нужен».
В октябре 1839 года преподобный Лев принял Александра Гренкова в Оптину пустынь. Первое время он жил в гостинице и переписывал сочинения одного греческого монаха. В январе 1840 перешел жить в монастырь и в апреле этого же года был принят в число братии обители. Александр нес послушание келейника и чтеца у старца Льва, затем работал на хлебне, осенью был переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала большую часть дня и ему приходилось мало бывать на богослужениях, и тогда он приучил себя к непрестанной внутренней молитве. Перед своей кончиной преподобный Лев передал руководство послушником преподобному Макарию. С осени 1841-го по январь 1846 года Александр был келейником у этого духовно опытного старца.
Летом 1841 года Александр был пострижен в рясофор, в ноябре 1841 года — в мантию с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского, в феврале 1843 года рукоположен во иеродиакона, а в декабре 1845 — во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения он сильно простудился и заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала его здоровье, почти приковав к постели. Вследствие своего состояния он уже до конца жизни не мог совершать литургии (временами у него не было сил держать в руках потир для причащающихся) и принимать участие в длительных богослужениях.
В марте 1848 года иеромонах Амвросий по состоянию здоровья вышел за штат. Как считают некоторые исследователи, тогда же он был келейно пострижен в схиму с сохранением имени и переселился в Иоанно-Предтеченский скит.
Тяжелая и продолжительная болезнь, которую старец переносил с удивительным смирением, прервав его внешнее служение, призвала к более высокому подвигу — к старчеству. Незадолго до своей кончины отец Макарий предсказал преподобному Амвросию его будущую деятельность и сказал: «Жить будешь в хибарке по ту сторону ворот, и смотри, — вот тебе мой завет: никого из приходящих не оставляй без утешений». Господь наградил старца бесценным даром прозорливости и исцеления, чтобы он мог помогать людям приходить к вере, обретать Царство Небесное.
После кончины преподобного Макария в сентябре 1860 года отец Амвросий перебрался в другой домик в скиту — справа от Святых врат, там он прожил последние тридцать лет своей жизни. Снаружи была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. (По монастырскому уставу вход женщинам не территорию скита был запрещен.)
Вскоре слава о старце Амвросии и о его духовной мудрости широко разлетелась по всей Руси. Люди неделями жили в Оптиной, чтобы поговорить со старцем хотя бы несколько минут. Не хватало ямщиков перевозить людей из Калуги в Оптину и обратно.
Несмотря на крайнюю слабость, болезни и недомогания, он ежедневно принимал множество народа, приходившего к нему за советом, утешением или даже исцелением. Причем не только выслушивал, но еще и шутил, ободрял, утешал, давал ответы на сложнейшие вопросы. Тысячи людей — аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных — шли к нему со своими бедами и немощами. Здесь бывали и представители интеллигенции, знаменитые писатели, философы, ученые. И для каждого пришедшего у него находились слова утешения и любви. Старец считал любовь высшей добродетелью, а стяжание ее — необходимым условием для спасения. Он говорил, что на Страшном Суде более всего взыщется за недостаток любви к ближнему. Своим духовным чадам он чаще всего давал советы о терпении, снисхождении к немощам других и понуждении себя к добру. Бывало, что люди приезжали в Оптину с предубеждением против старца, но поговорив с ним, становились его преданными чадами. После знакомства и общения со старцем многие потерявшие веру вновь обретали ее, находили в своих запутанных жизненных исканиях путь ко спасению. А бывали случаи, когда люди, испросив у старца совета, не выполняли его и горько потом об этом жалели.
Свой дар исцеления старец скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам. Он никогда не учил прямо от себя, а ссылался на Священное Писание или скрывал свои знания за словами «люди говорят». Иногда старец, чтобы избежать людской славы, даже как бы юродствовал. Если кому-то что-то важное предсказывал, то нередко делал это в шутливом тоне, так что слушатели смеялись. Свои советы и наставления он часто давал в рифмованных присказках, похожих на пословицы, которые легко воспринимались и запоминались, например: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Отчего человек бывает плох? — оттого, что забывает, что над ним Бог». На очень часто задаваемый и очень важный вопрос: «Как жить?» — старец обыкновенно отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
С именем святого старца связано устройство в 1884 году Шамординского женского монастыря, в который, в отличие от других обителей, принимали больных и неимущих женщин. В этом монастыре преподобный Амвросий провел последние полтора года своей жизни. Здесь же 10 (23) октября 1891 года преподобный Амвросий Оптинский отошел ко Господу.
Смерть старца была не только огромным горем для Оптиной и Шамордина, для всех его духовных чад, — она стала огромным всероссийским горем. 14 октября гроб с телом почившего старца был перенесен в Оптину пустынь, а 15 октября погребен рядом со своими предшественниками Амвросия по старчеству отцами Леонидом и Макарием. Еще при жизни многие почитали старца Амвросия святым, великим угодником Божиим. И после его смерти продолжались чудотворения и исцеления по молитвам к преподобному.
6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых. Мощи преподобного старца Амвросия были обретены 10 июля 1998 года вместе с мощами еще шести Оптинских преподобных и в настоящее время почивают в Свято-Введенском соборе Оптиной пустыни.
Тропарь преподобного Амвросия Оптинского, глас 5-й
Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши; моли человеколюбца Христа и Заступницу усердную спастися душам нашим.
Кондак преподобного Амвросия Оптинского, глас 2-й
Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.