Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (1427)
Преподобный Кирилл Белозерский — один из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Он называется Белоезерским, потому что был основателем и игуменом обители на Белом озере. За свою святую жизнь преподобный Кирилл удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворения.
Преподобный Кирилл родился в Москве около 1337 года и был крещен с именем Косма (Козьма). Мальчик рано лишился родителей, и его воспитанием занимался родственник, знатный боярин Тимофей Вельяминов, окольничий великого князя Димитрия Донского. Семью Вельяминовых связывали также и родственные узы с великокняжеским домом, что сулило блестящую будущность Косме. В молодости он служил казначеем у боярина Тимофея Вельяминова, но желал он совсем иного: служить Богу в тихой обители. О своем желании юноша рассказал другу преподобного Сергия Радонежского, преподобному Стефану Махрищскому, и тот благословил Косму на иноческий подвиг, а также убедил Вельяминова отпустить воспитанника в монастырь. Сначала это вызвало резкое недовольство Тимофея Вельяминова, но потом, из уважения к преподобному Стефану, он отпустил своего воспитанника в Симонов монастырь.
Святой Феодор, архимандрит обители, племянник преподобного Сергия Радонежского, постриг его в монашество с именем Кирилл и дал в качестве наставника старца Михаила, славившегося своим «любомудрым житием». Когда новопостриженный инок хотел ради строгого поста принимать пищу раз в два или в три дня, подвижник не разрешил, а повелел есть в трапезной с иноками, но «не до сытости». Получив послушание в пекарне, а затем в поварне, инок, глядя на огонь, пылающий в печи, часто говорил сам себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Преподобный Сергий Радонежский, приходя в монастырь, направлялся не к племяннику, а часами беседовал с преподобным Кириллом. Вскоре Кирилл своим послушанием и смирением приобрел любовь братии, а чтобы скрыть свои добродетели, добавил к аскетизму подвиг юродства, что было необычно для аристократического Симонова монастыря. Настоятель неоднократно налагал на него епитимьи, посадив на хлеб и воду на сорок дней, а однажды и на шесть месяцев, но Кирилл только обрадовался возможности усиленного поста. Ему назначили новое послушание — «изыти от поварни в келию и тамо книгу писати». Затем игумен вновь вернул преподобного Кирилла в поварню, и он пробыл в этом послушании девять лет. Со временем преподобный Кирилл был рукоположен во иерея, а затем и игумена.
После того как в 1388 году отец настоятель стал архиепископом Ростовским, симоновским архимандритом стал преподобный Кирилл. Избегая славы, несмотря на просьбы братии, он оставил свое настоятельство и затворился в келье, моля Богородицу указать ему уединенное место для спасения. Однажды ночью он услышал голос от иконы Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, на котором спасешься», — и при этом он увидел это место. Взяв с собой икону Богородицы, отец Кирилл отправился на Белое озеро вместе с другим симоновским монахом Ферапонтом, которое некоторое время назад был в тех краях по хозяйственным делам.
Обходя окрестности озера, преподобный Кирилл узнал холм, показанный ему в видении. Старцы водрузили здесь крест и ископали пещеру. Кирилл очень хотел жить в уединении, и в скором времени преподобный Ферапонт покинул его. Он основал между Бородавским и Паским озерами Ферапонтов в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. Недолго продолжалось уединение святого Кирилла, к нему стали собираться жители окрестных мест и монахи, пришедшие из Симонова монастыря. Со временем была возведена первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
На первых порах братии пришлось преодолевать враждебность местного населения: келью святого Кирилла пытались сжечь, а думая, что старец принес с собой богатства, хотели ограбить.
В обители был введен строгий общежительный устав. Монахи имели общую трапезу, в кельях запрещалось держать даже воду: жажду полагалось утолять в трапезной. Все хмельные напитки в монастыре были запрещены. Святой просил соблюдать это правило и потом, после его преставления. В кельях иноки не хранили личного имущества, кроме икон и книг, все необходимое они получали из казны. Каждый имел послушание в зависимости от способностей, изготовленное «рукоделие» монахи относили в казну. При этом иноки вели разный образ жизни и имели то молитвенное правило, которое для каждого устанавливал настоятель. В монастыре соблюдалось строгое послушание игумену: без его благословения ничего не делалось. Во время службы никто не беседовал и прежде ее окончания из храма не выходил. Преподобный Кирилл, будучи уже в преклонном возрасте, во время богослужения никогда не прислонялся к стене и не садился. Как и преподобный Сергий Радонежский, святой Кирилл подавал братии пример нестяжательности. Уже при жизни преподобный Кирилл был известен как великий чудотворец. Он любил книжную мудрость и много писал. По мнению исследователей, послания преподобного Кирилла представляют собой цельную «систему политического миросозерцания» теократического характера. Трудился он и в списывании книг и прививал эту любовь своим ученикам. В XVI веке ни один из русских монастырей не был так богат рукописями, как Кириллов. По описи 1635 года, в обители хранилось до 2092 рукописей.
Как настоятель монастыря игумен Кирилл прикладывал немало усилий, чтобы обеспечить стабильное существование основанной им обители. К концу его игуменства монастырю принадлежали обширные земли, полученные в качестве вкладов или приобретенные монастырем. В XV–XVII веках Кирилло-Белоезерский монастырь — являлся одим из крупнейших и богатейших монастырей России, центром духовной жизни Русского Севера.
Незадолго до своего преставления преподобный Кирилл поставил игуменом монастыря иеромонаха Иннокентия, «сам же крайнее безмлъвие любомудръствовати хотяше». В праздник Святой Троицы преподобный Кирилл отслужил последнюю литургию и причастился Святых Христовых Таин.
Святой Кирилл мирно отошел ко Господу 9 (22) июня 1427 года на девяностом году жизни. В 1547 году Макарьевским Собором был причислен Церковью к лику преподобных. Главная святыня обители, мощи преподобного Кирилла, покоятся под спудом в небольшой церкви-приделе, освященной в его честь.
Тропарь преподобного Кирилла Белоезерского, глас 1-й
Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением твоим наставляемых, ихже и до конца, яко чадолюбивый отец, не оставил еси, посещая, да вси вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Кирилла Белоезерского, глас 8-й
Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему, яко да святое твое успение празднующе, вопием: радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.