День Тезоименитства владыки наместника

2 июня наш монастырь празднует День Ангела своего Наместника, епископа Солнечногорского Алексия. В этом году он отмечает 30-летний юбилей своего служения в Данилове.

Мы от души поздравляем нашего дорогого Владыку, от всего сердца желаем ему душевного и телесного здравия, духовных сил в многотрудном деле окормления обители. Ниже мы печатаем его проповедь, которая никогда прежде не публиковалась.


Епископ Солнечногорский Алексий

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Иже Христовы суть, плоть распяща

со страстьми и похотьми»

(Гал. 5:24).

 

Братия и сестры! Все мы призваны ко спасению. Ни один христианин не скажет: «Я хочу погибнуть, я не хочу вечной жизни, пребывания со Христом». Такого не услышишь, но часто дела говорят о нашей духовной гибели. Увлекаемся пороками и страстями, т. е. злыми делами, мыслями, которые обратились в привычку.

Наследовать вечную блаженную жизнь хочется каждому. Иногда, конечно, расслабевает человек и забывает о своем высоком призвании. А иногда возникает жажда спасения. И человек говорит себе: «Ну, хватит грешить, положу начало спасению», и настроится быть мирным со всеми и добрым, «всех буду любить». Но нет, через некоторое время все опять исчезает. Даже в храм приходим, входим со страхом, благоговением, а через несколько минут поссоримся и с гневом уже смотрим на ближних. В чем дело? Да это страсти в нас воюют, они не дают покоя.

Как два человека в нас каждом, один хочет делать добро, а другой злое творит. Об этом говорит преподобный Макарий Великий так. Вначале первозданный человек был чист и имел все добродетели: страх Божий, смирение, воздержание, братолюбие. Но когда по внушению лукавого нарушил волю Божию, тогда в него вошел другой человек, во всем противоположный первому: богоборный, злобный, гордый, невоздержный, исполненный всякой нечистоты и неправда. Этот страстный человек как бы закрыл чистого, сорастворился с ним, голова наложилась на голову, грудь на грудь, рука на руку. И вот пришелец этот считается нами своим, от чего и бывает, что какою бы ни был одолеваем человек страстью, он стоит за нее, как за себя. Когда, например, человек в гневе и по внушению гнева идет против кого, то чувствует, что стоит за себя, себя хочет защитить. Тогда как ни гнев, ни другая какая страсть — не наша и не принадлежат к природе человека. Это все чуждое, враждебное нам, губящее нас.

Однако часто мы не осознаем этого. Наоборот, лелеем страсти. Да еще оправдываем себя тем, что, например, иметь гордость, самолюбие, это значит иметь чувство собственного достоинства, борим завистью — не значит, что я духовно болен, а просто меня недооценивают, не понимают, и так во всем. Грехи и пороки притягивают к себе человека иногда помимо его воли. Иной страдает от страсти, а все равно исполняет ее прихоть, хотя и видит, что этим еще большее причиняет себе зло. Другой и собирается восстать на страсть, но как только она пробудится, тотчас покоряется ей. Опять соберется, и опять уступит. Но пороки и мучают любителя их, да еще так, что и места не находим себе. По словам епископа Феофана, гнев жжет, зависть сушит, скупость есть и спать не дает, гордость смущает сердце, и всякая другая страсть причиняет свое страдание. В чем же дело? В том, что грех обещает горы удовольствий, если его исполнишь, а борьба с ним — ничего, только мучения.

Вот и надо раздружиться с пороками, оттолкнуть от себя, начать борьбу с ними. «Борьба со страстями, — говорит Феофан Затворник, — есть внутренний крест». Потому что борьба эта трудна и продолжается всю жизнь. Страсти хотя и не наши, но они корнями своими проникли в душу. Попробуй искорени привычку осуждать, тут тысячи оправданий себе найдутся: «Я, любя его, я ради истины». А на самом деле по страсти действуем. Как злокачественная опухоль в организме питается, растет за счет соков тела, так и греховные навыки. Если удалять опухоль очень больно, а оставить — погибнет человек. Так и в этой борьбе, больно, но зато спасительно.

Страсти различны и все время нападают на душу. Все время надо быть начеку. Они быстро искореняются, если пресечь их еще вначале, былинку легко вырвать, а уже целое дерево очень и очень трудно. Надо строго хранить глаза, уши, если бы не видел, не слышал, не соблазнился бы на грех, не осудил никого. Ничем страсти так не угашаются, как чистосердечной исповедью, легко становится тогда на душе, как камень сброшен. Не нужно думать: «У меня один только недостаток, а в остальном я исправен». Это козни вражеские. Авва Дорофей говорит: «У кого хоть одна страсть обратилась в привычку, тот повинен муке, хотя бы имел и десять добрых дел». Как орел, если одним только когтем попадет в сеть, то весь запутается в ней и погибнет". Чтобы победить страсти, надо стараться приобретать добродетели, противо положные порокам: если гневлив, старайся смиряться, не воздержен — постись по мере и силе, и так во всем. Угашаются страстные волнения души, если человек думает о смерти, что все удовольствия временны, а в вечной жизни он наследует за них только мучения.

И более всего надо призывать помощь Божию, потому что человек сам по своей немощи мало что может сделать. «В отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как искренняя, горячая молитва. Страсти — те же скорби, и Господь не отделил, но сказал: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и ирославиши Мя» (Пс. 49:15) — так поучает авва Варсануфий. Молясь, человек смиряется пред Богом, «Да, Господи, без Тебя ничего я не могу, помоги». Господь за смирение и даст победу, и тогда человек нечистый вновь рождается для жизни праведной.

Когда человек чист, тогда и Господь помогает ему во всем, а если он сознательно грехом увлекается, помощь Божия оставляет его. Мы постоянно завидуем друг другу, все обходят нас. Но ведь это все земное: чины, богатство, слава — все останется. А туда пойдет только душа и она должна быть чистой, а не заскорузлой от грехов. И еще великое, великое множество недостатков у нас, всех их не перечесть. От юности борют человека страсти.

Часто очень нас одолевает раздражение. Даже утром встаем — и беспричинная злость, молчим, на все раздражаемся, готовы наговорить близким сколько угодно дерзостей, а днем так вообще человек теряет мир душевный. Кок бороться? Когда хочется сказать обидное слово, то лучше молчать и молиться. По мысли одного подвижника, надо представить, что у вас сундук, наполненный гадами, и вот если захлопнуть крышку, они задохнутся. Так и злость мы должны закрыть в сердце, и она задохнется. Не надо смущаться, что не сразу страсти искореняются, а продолжать бороться, тогда Господь и милость свою подаст.

Так однажды схимонах Марк Саровский, современник преподобного Серафима, спросил его: «Кто в нашей обители выше всех предстоит пред Лицем Божиим?» Преподобный, недолго думая, сразу сказал: «Повар, из бывших солдат, на кухне». И объяснил свои слова так: «Характер у повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, — ибо непреложно Слово Божие: „Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды“. А если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели и отчаянию».

Братия и сестры, искоренять пороки надо постепенно, Отцы учат, что каждое утро человек должен испытывать себя, как он провел ночь, и опять утром, как день прошел. Мысленно надо вспомнить все дела свои, поступки: может быть, обидел кого-нибудь, даже и нечаянно, осудил, говорил неправду, и принести покаяние пред Богом: «Господи, прости, помоги мне исправиться». Если сам оскорблен, помолиться и о своей немощи и об обидчике, тогда и злобы в сердце не будет, и мир и покой на душе. И так будем, призывая помощь Божию, делать каждый день, и тогда наша страстная нечистая душа постепенно будет очищаться. И удостоимся мы вечной жизни, ибо сказал Господь: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Аминь.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.