Епископ Солнечногорский Алексий возглавил работу монашеской секции XXX Образовательных чтений
Участники монашеского направления XXX Международных образовательных чтений подвели итоги работы
25 мая 2022 года участники монашеского направления XXX Международных образовательных чтений продолжили работу в режиме видеоконференции, которая транслировалась из ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.
Утром открылось заседание секции «“Вы есте свет мира” (Мф. 5:14). Миссия монастырей: история и современность». Председательствующий – митрополит Тверской и Кашинский Амвросий после пасхального приветствия и молитвы приступил к изложению своего доклада, озаглавленного «Жизнь по заповедям как основная проповедь Евангелия». Поставив вначале вопрос: как в условиях отстраненности монахов от мира, от общества может быть исполнена заповедь Спасителя о повсеместной проповеди Евангелия, владыка Амвросий отметил, что не прямое учительство, не словесная форма являются проповеданием благой вести, а прежде всего – образ жизни человека. Устремленность ко Христу, к жизни по данным Им заповедям проявляет в людях божественный свет благодати, который выделяет их из толпы, через них являет красоту добродетели, чистоту сердца и в конечном счете – присутствие Самого Христа.
Монашеская община должна быть тем местом, про которое можно было бы сказать прииди и виждь (Ин. 1:46), монастырь должен сам стать в некотором смысле Евангелием, доступным всякому, кто решится в него заглянуть, сказал митрополит Амвросий и поделился воспоминанием о греческом женском монастыре, где ему довелось побывать. Одного взгляда на сестер было достаточно, чтобы ощутить в полной мере духовную красоту христианства. Но при этом важно, как выяснил владыка, что это видимое совершенство любви, которым буквально светились лица сестер, было терпеливо взращено ими по послушанию духовнику, начиная с малого – с приветливости, умения с улыбкой и радостью встречать друг друга и каждого приходящего в обитель. Этот пример может дать еще одно подтверждение тому, что Христос, даже требуя от нас, на первый взгляд, неисполнимого, – готов Сам войти в наше сердце и исполнить требуемое, если только мы откроем Ему сердце, и всех себя готовы будем отдать Его благой воле.
Далее владыка Амвросий пригласил выступить с докладом игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Выступление матушки Сергии носило название «Монастырское богослужение как источник духовного назидания и утешения». Вступительная часть доклада была посвящена многообразным примерам того, что молитвенное предстояние в храме является, прежде всего, одним из могущественных средств для духовно-нравственного роста человека. В храме мы приобщаемся многовековому опыту общения с Богом. Монахи, даже уже утвердившиеся на пути спасения, нуждаются в общей молитве на богослужении не меньше других христиан, что неоднократно было отражено в житиях таких подвижников, как Макарий Великий, Григорий Палама, Серафим Саровский и др.
Затем игумения Сергия познакомила слушателей с составом ежедневно совершаемых в Дивеевской обители служб, сделав акцент на их богословском и мистическом содержании, которое дает особый духовный настрой молящимся и обогащает их духовный опыт. «Чтобы проникнуть глубже в смысл слов Христа, надо внимательно вслушиваться в них, сопоставлять читаемое с тем, что происходит во время богослужения и какие события церковной жизни связаны с тем или иным отрывком. Так внимательный богомолец достигает того, что слова Божии начинают проникать в его сердце. Он будет носить их в себе и каждый день, каждый момент собственной жизни привыкнет ставить в связь с бытием Бога», – сказала матушка игумения.
Настоятельница прославленной обители также поделилась практическими советами, помогающими во всей полноте получить благодатную пользу от присутствия на богослужении. Среди них – обязательное участие в службах игумении монастыря, привлечение монашествующих к пению, чтению, несению послушаний алтарниц, церковниц, уставщиц. Закрытые службы, только для монашествующих, укрепляют единство сестер, которых в этом случае ничто не отвлекает от молитвы. Было высказано и немаловажное «техническое» замечание: для того чтобы каждое слово было слышно и понятно молящимся, в больших монастырских храмах, по примеру Дивеева, желательно устанавливать современные системы усиления звука.
Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Возрождение и хранение традиций как необходимый аспект просветительской деятельности монастырей» обосновал необходимость возрождения такой важной монашеской традиции как занятия богословием. Докладчик предложил участникам форума поразмышлять над следующими вопросами: какова роль богословия в монастырях, исчерпывается ли она пределами формального духовного образования и рядом внешних компетенций монашествующих, остается ли среди других монастырских послушаний место и пространство для богословия и богословствования. Опираясь на утверждение о том, что главной духовной задачей монашествующих является стремление к обожению, которое невозможно без занятий богословием (в докладе были рассмотрены несколько значений термина «богословие»), игумен Дионисий напомнил, что идти самим к святости и приводить к ней окружающих путем духовного просвещения – это обязанность и призвание иноков. Монахов называют «равноангельными», а ангелы – согласно учению святителя Григория Богослова – вторые светы при Первом Свете Самом Боге. Это означает, что и монахи могут иметь в себе свет, в том числе вероучения, который они смогли бы передать окружающим.
Наместник Андреевского монастыря выразил уверенность в том, что в обителях необходимо возрождать занятия богословием, которые полезны как для духовного просвещения насельников, так и для просветительской деятельности наших монастырей среди православных и шире – в разных аудиториях, которыми столь богата современность.
После перерыва состоялся круглый стол на тему: «Что означает “жизнь во Христе” для современных монашествующих? (из практического опыта игуменов и игумений)», председательствовал на котором епископ Солнечногорский Алексий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Куратором выступила игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. В президиуме присутствовали игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова).
Первым прозвучал доклад игумена Кирилла (Никитина), наместника мужского монастыря святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Светловграде (Ставропольская епархия): «Непреходящие ценности Евангелия в построении монастырской и монашеской жизни во Христе».
Путь монашеского жития является наиболее благоприятным для следования за Христом, и монастырь – лучшее место для достижения цели, заповеданной Спасителем, Который главным условием поставил человеку отвергнуться себя, – сказал отец Кирилл. Выполнение этого условия – задача чрезвычайной трудности, особенно для новоначального, и чтобы выстоять в борьбе с собой, ему необходимо, в первую очередь, чуткое, мудрое руководство духовника-игумена, а затем – любовь и понимание братии как его новой семьи. Отец игумен отметил наиболее частые искушения, встречающиеся в начале монашеского поприща. Среди них – надрыв или переутомление в молитвенном делании. Здесь со стороны духовного руководителя должен проявляться индивидуальный подход к определению келейного молитвенного правила и соблюдение разумного баланса в побуждении инока к аскезе и подвигам.
Часть выступления отец Кирилл посвятил задачам игумена, причем не только по отношению к братии, но и по отношению к самому себе. Игумен должен хранить крепость своего духовного состояния, поскольку является опорой всего монастыря; ему необходимо заботиться и о себе, питать себя молитвой, чтением и причастием Святых Христовых Таин, подкреплять советами опытных игуменов, отцов и братьев, то есть стремиться самому проводить жизнь в евангельском свете. И при этом избегать абсолютизировать собственные правила и традиции, так как это может привести к такой болезни, как духовная самодостаточность, и, как следствие, к замкнутости и изолированности всего братства. Противоположной и не меньшей опасностью является для монашеской семьи обмирщение, которое в наши дни использует гораздо большее, чем прежде, количество способов проникновения в монастырь, в том числе благодаря новым технологиям.
Главное же, о чем надлежит помнить игумену, – что ни многопопечительность, ни ревность к процветанию обители, ни внимание к послушаниям и разнообразным работам не должны отвлекать братию от главного – молитвы и жизни во Христе. Это и есть те непреходящие евангельские ценности, которые были положены в основание устроения жизни древних отцов и на которых должно строиться существование современного монашества.
Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской митрополии в своем сообщении о непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе обратила внимание собравшихся на то обстоятельство, что качество богослужения, которое, несомненно, является главным событием монастырской жизни, во многом зависит от того, насколько монашествующие бывают включены в него. Ошибки часто бывают связаны не с тем, что участники соборной молитвы чего-то не знают, а с тем, что в нужный момент оказываются душой вне богослужения.
Внутреннее наполнение себя смыслом богослужебных текстов и приобщение благодати Божией в таинствах дает возможность жить во Христе – как в храме, так и за его стенами. Монашеский устав реализует эту глубинную мысль. Продолжение непрестанного богослужения осуществляется вне храма через служение Христу в лице ближних, исполнение евангельских заповедей в трудах послушания. Матушка отметила также, что прилежание только о внешнем благолепии богослужения приводит к обмирщению, десакрализации происходящего в храме в сознании участников службы.
Игумения Илариона поделилась с собравшимися некоторыми полезными выводами об улучшении качества богослужения, вынесенными из личного опыта. В их основе – необходимость понимания монашествующими смысла богослужебных текстов. Изучение Священного Писания, догматики, истории Церкви, обучение чтению и пению, духовное общение, чтение святоотеческой литературы, еженедельное общение игумении (игумена) с сестрами (братией) и личный пример руководителя монастыря, по мнению матушки, способны научить восприятию богослужения как события, которое совершается в духовном мире. Однако всего этого может оказаться недостаточно при отсутствии у человека личного усердия, благоговения, внимания, очищения и оживления ума и сердца.
Свои размышления о сути выражения «жизнь во Христе» предложил участникам круглого стола игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни Серовской епархии Екатеринбургской митрополии. Отец Петр построил свою речь на нескольких, отчасти парадоксальных, параллелях монашеской жизни с тем, что может волновать и занимать любого мирского человека. Мирской человек, как правило, ближе всего к сердцу держит образы своих родных, семьи, носит с собой их фотографии, ради них готов терпеть скорби. Тот, кто живет в миру, испытывает потребность в собеседнике, чтобы делиться с ним радостью, печалью, различными впечатлениями. Монах же всегда имеет с собой образ Христа. С Христом он делится радостью и скорбями жизни. Ближний и самое дорогое существо для монаха – Бог, который живет в его сердце, нужно только научиться Его призывать. Монах не должен об этом забывать, несмотря на то, что значительную часть монашеского бытия, особенно в наши дни, занимает разнообразное служение.
Отец Петр образно представил эти две стороны монашеского существования в виде канатоходца, идущего с шестом на высоте. С одной стороны каната – обязанности служения обществу, внешнему миру, с другой – общение с Богом. И важно удержать шест, помогающий не потерять равновесие и не упасть. Впереди же – всегда призывающий к себе Христос. Зов Христа особенно слышен, когда монах испытывает скорбь, но не отчаивается, потому что, слыша этот зов, может наполниться радостью. Монаха можно тогда уподобить солнечной батарее, впитывающей Солнце Правды – Христа, с тем, чтобы в нужное время он мог отдавать эту энергию, делиться ею.
На вопрос, заданный затем игумену Петру о пятисотнице, о том, чем полезно «механическое молитвенное делание», настоятель Свято-Косьминской пустыни ответил также метафорой. Этот молитвенный труд он сравнил с работой гончара: бесконечно вращая круг, тот формирует на нем из куска глины сосуд, который в конце концов становится возможно наполнить драгоценным маслом. Так и постоянное повторение молитвы способно «вылепить» человека как сосуд для наполнения божественной благодатью.
Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря «Святые кустики» Уфимской епархии Башкортостанской митрополии озаглавил свое выступление «О важности личной молитвы для духовного возрастания монашествующих».
Рассуждая о том, как монаху преуспеть в молитве, архимандрит Варлаам сказал, что такое преуспеяние есть дар Божий, как и прочие добродетели, и поэтому всецело зависит от духовного состояния человека, от того, насколько он готов подвизаться, чтобы принять этот благодатный дар. «Возможно ли возрастать в молитве, если ты не справляешься со своим характером, не подвизаешься в стяжании добра, любви, смирения через отсечение своих воли и мудрования?» – заметил отец Варлаам. Духовное возрастание монаха начинается тогда, когда он показывает все большую ревность в совершении монашеских добродетелей, с большей любовью и готовностью желает послужить ближнему. Тогда он достигает и все более чистой молитвы.
Основа личной молитвы монаха – покаяние. Человек, осознавший это, являет готовность пострадать ради Христа. Но «страдание» в данном случае означает прежде всего отказ от эгоизма и послушание как отсечение своей воли и разума – что в общежительном монастыре представляет для большинства немалую трудность, вполне сопоставимую с подвигом, как говорил старец Эмилиан Симонопетрский.
Архимандрит Варлаам затронул также вопрос о более тщательном отборе кандидатов при приеме в монастырь. Несмотря на очевидную потребность в увеличении численности насельников (для исполнения многих трудовых послушаний), критерием все же должно быть стремление к духовной молитвенной жизни. Именно такие братья, являющиеся для других маяками, должны становиться золотым фондом монастыря.
Современные монашествующие не отличаются избытком не только духовных, но и физических сил, что должен учитывать игумен при назначении послушаний. Ослабевший человек и в молитве не сможет принести никаких плодов. И в целом задача игумена – установить в обители благоприятный духовный климат, оберегать насельников от проникновения мирской атмосферы, всегда делая выбор в пользу не материального, а духовного преуспеяния.
Игумения Тамара (Гончаренко), настоятельница Александро-Невского женского монастыря в с. Маклаково Московской епархии и игумения Алексия (Петрова), настоятельница Владычнего Введенского монастыря в Серпухове в рамках предложенной темы, посвященной необходимости использования современных технологий в монастырях поделились своими наблюдениями о том, как минимизировать духовный ущерб, причиняемый насельникам, чьи послушания связаны с необходимостью общения с миром и работой в интернете.
Отказ монастырей от общения с миром и использования современных технологий в наши дни почти не представляется возможным. Однако, как сегодня, так и в прежние времена, неизменными остаются цели и задачи приходящего в монастырь человека. Если цель монашеской жизни понятна иноку, то и средства ее достижения должны быть для него очевидными. Суета, обмирщение, многопопечительность, потеря мира душевного, опустошенность – эти и другие искушения приходится сегодня преодолевать тем, кто вынужденно погружен в общение с миром посредством технологий или по роду деятельности на послушании. Но разве не эти же трудности описаны в святоотеческой литературе и трудах подвижников благочестия? И древние подвижники первых веков монашества были вынуждены ходить в города, чтобы продавать сплетенные ими корзины или циновки. Игумения Алексия напомнила, что «минимизировать вред интернета можно только регулярно напоминая сестрам об идеалах монашества и об опасности невнимательной духовной жизни, призывая их к трезвению и хождению перед Богом». Матушки также поделились практическими советами о том, как помочь иноку сохранить внутренний мир и желание жить духовной жизнью, исполняя послушание, связанное с работой в интернет-пространстве.
Завершая работу круглого стола, епископ Алексий поблагодарил докладчиков за искренность, за то, что все они, раскрывая выбранную тему, затронули актуальные проблемы, волнующие современное монашество.
Следует особо отметить, что и в ходе секции, и на круглом столе от онлайн-аудитории поступало немало вопросов, на которые докладчики давали интересные неформальные ответы, руководствуясь личным опытом управления обителями, а также знаниями, полученными в общении с хранителями традиции, подвижниками Церкви наших дней и недавнего прошлого.
Подводя итог двум дням работы монашеского направления Международных образовательных чтений, епископ Алексий от имени всех участников выразил глубокую сыновнюю и дочернюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему проведение подобных встреч и собраний, и молитвенную надежду на возможность личного общения монашествующих с Предстоятелем на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое планируется в сентябре 2022 года. Владыка Алексий поблагодарил за организационные труды и молитвенную поддержку председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста и всех принимавших участие в подготовке и проведении этого направления форума.
За два дня работы направления было зарегистрировано более 260 участников, среди которых 16 архиереев, наместники, игумены и игумении, насельники монастырей из 125 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Казахстанского митрополичьего округа, Православной Церкви Молдовы, РПЦЗ.