Благоверный царевич Димитрий, Угличский и Московский (1591)
Благоверный страстотерпец царевич Димитрий, сын царя Иоанна Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Федоровны Нагой, родился 19 октября 1582 года. С именем царевича Димитрия связан один из самых загадочных и трагичных эпизодов русской истории. На протяжении многих веков исследователи спорят, что же на самом деле произошло в Угличе: тщательно спланированное убийство или несчастный случай? А может, на русском престоле в 1605–1606 годах находился не самозванец, а последний представитель династии Рюриковичей?
С прекращением династии московских Даниловичей (потомков преподобного и благоверного князя Даниила, основателя нашей святой обители) бездетной смертью царя Феодора, имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени. Василий Шуйский, вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедмитрия, приказал перенести тело царевича Димитрия из угличского дворцового храма в честь Преображения Господня в Москву, чтобы «ста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей».
Уже в наши дни известный специалист в области уголовного права доктор юридических наук Иван Крылов (1906–1996) выдвинул свою версию, по которой царевич мог погибнуть в результате неосторожного убийства, происшедшего от броска ножом кем-либо из участников игры.
Во всяком случае, современная историческая наука не имеет однозначного ответа ни на один из этих вопросов. У каждой из сторон есть свои веские доводы «pro» и «contra».
По-видимому, «угличское дело» так и останется неразрешенной загадкой нашей истории.
Священник Иоанн Бухарев
(из книги «Жития всех святых»)
«Убиенье благоверного царевича Димитрия, Московского чудотворца. Он был сыном Иоанна Грозного. После бездетного брата своего Феодора царевич Димитрий оставался единственным наследником престола. Возвысившийся во время царствования Феодора Иоанновича шурин его, боярин Борис Годунов, возмечтал утвердить себя и свой род на Российском престоле и решился для сей цели устранить от наследства престола царевича Димитрия: удалил его с матерью и родственниками в город Углич. Мало этого, через своих приверженцев Борис еще распускал слух, будто царевич Димитрий имеет наклонность к подобной его отцу жестокости: любит кровь, с удовольствием смотрит на убиение животных и сам для забавы убивает их. Но это все только возбуждало народ против Годунова и усиливало партию за царевича. Тогда властолюбивый Годунов решился на злодейство — убить царевича. Найдя сообщницу себе в мамке царевича Волоховой, хотел отравить его, но Бог устроил так, что отрава не вредила ему ни в питье, ни в пище. Когда же не удалось тайное убийство, Годунов решился на явное. Изверг дьяк Битяговский обещал Борису совершить злодеяние. Злодей отправлен был в Углич правителем земских дел и хозяйства вдовствующей царицы. С ним приехали в Углич сын Данило и племянник Качалов, которые и совершили убийство 16 мая 1591 года. Мамка Волохова позвала царевича гулять и вышла к нижнему крыльцу. Тут уже ждали его злодеи. Волохов, взяв за руку царевича, спросил: «У тебя, государь, это новое ожерелье?» — и когда царевич, подняв голову, отвечал: «Нет, старое», — в эту минуту Волохов поранил ножом в гортань царевича. Царевич упал; Битяговский и Качалов бросились к нему и довершили злодеяние. Некто пономарь ударил в набат, и скоро весь город пришел в движение. Злодеи все трое были убиты народом. Кроме них, в раздраженье еще было убито несколько человек. Царевича погребли в Угличе. Когда узнали в Москве об убийстве, то наряжено было следствие, но, в угоду Годунову, следователи донесли брату царевича, царю Феодору Иоанновичу, что царевич будто бы был болен падучей болезнью и во время болезни нечаянно упал на нож и закололся. Мать царевича была обвинена в слабом надзоре за сыном и сослана в монастырь; братья сосланы в заточенье; жители Углича за самовольную расправу тоже были наказаны. Но недолго пришлось править царством Годунову. Явившийся самозванец отнял у него престол. Шуйский, который произвел следствие фальшиво, вошедши на престол, царствовал еще менее. Неповинного же страдальца царевича Господь прославил нетлением мощей и чудотворениями. Мощи его перевезены были в Москву в 1606 году 3 июня, где и почивают в Архангельском соборе".
Святитель Димитрий Ростовский составил Житие и описание чудес исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцеляются больные глазами.
В 1997 году Московским Патриархатом совместно с Российским детским фондом учрежден Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.
Тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 4-й
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре мучениче, за скиптр Крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом российским спастися.
Кондак благоверного царевича Димитрия, глас 8-й
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагреное кровию. Благородие святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.