Святитель Стефан Великопермский (1396)

Епископ Стефан Великопермский почитается в Русской Церкви в лике святителей. Проповедовал христианство в землях коми и зырян (ныне Пермский край), создал для местных жителей алфавит и  перевел основные церковные сочинения на коми-зырянский язык. В результате миссионерской деятельности владыки была организована Пермская епархия, которую он и возглавил.

Святитель Стефан родился около 1340 года в городе Устюг, в семье причетника. Когда его мать была еще трехлетней девочкой, местный блаженный старец Прокопий предсказал ей рождение святого сына. Мальчик с детства обладал большими способностями, очень рано выучился читать и помогал отцу в храме во время богослужения, исполняя должность канонарха и чтеца.  Беседуя с зырянами, которые часто приезжали для торговли в Устюг, юный Стефан в совершенстве выучил их язык, и у него появилось желание просветить их верой Христовой.

К этому времени он твердо решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Получив благословение родителей, Стефан поступил в монастырь Григория Богослова в Ростове. Обитель славилась своими книгами, и, горя желанием читать святых отцов в подлиннике, юноша стал изучать греческий язык.  Не оставил он и своего желания просветить зырян. Для этого святой составил им азбуку и перевел на коми-зырянский язык главные богослужебные  книги.

В 1379 году, приготовив себя к миссионерской деятельности, по благословению священноначалия Стефан отправился к епископу Коломенскому Герасиму, который управлял московской митрополией. Владыка благословил его на миссионерские труды и посвятил в сан иеромонаха. Он также снабдил его всем необходимым для совершения богослужений и церковной утварью, а также богослужебными книгами. В свою очередь, великий князь Дмитрий Иванович Донской дал миссионеру  охранные грамоты.

       Прибыв осенью 1379 года в Пермский край, святитель Стефан поселился в селении Пырас (ныне город Котлас). Выбор места жительства был неслучаен: жители этого селения чаще других бывали в Устюге и общались с русскими. Поначалу народ, подстрекаемый языческими жрецами, встретил отца Стефана крайне враждебно. Он часто подвергался насмешкам и побоям, его даже пытались сжечь. Но со временем кротость, терпение, любовь, бесстрашие, а также всецелая преданность воле Божией, с которой святой выносил все  испытания, тронули сердца зырян, они сами стали просить его проповедовать им, а затем все жители Пыраса, кроме самых упорных язычников, приняли Святое Крещение. Стефан построил для новокрещенных первую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

      Однажды Стефан, обнаружив капище с идолами,  уничтожил его. Зыряне с топорами и кольями бросились на святого, а он начал громко молиться об их обращении. Они сразу прекратили свое нападение. В другой раз его хижину окружило более тысячи  язычников, но Господь ослепил их, а затем, по молитвам  святого, исцелил. Тогда исцеленные сами побросали своих идолов в огонь, крестились, а на месте капища был построен храм,  при котором позднее Стефан организовал училище. Окончательный перелом в сознании зырян произошел после того, как святой посрамил их главного жреца Пама, который предложил Стефану покончить спор о вере чудом. Он потребовал, чтобы Стефан вместе с ним прошел через пылающий костер, а потом опустился в прорубь под лед реки Вычегда в одном месте, а вышел в другом. «Я не повелеваю стихиями, – смиренно сказал Стефан, – но Бог христианский велик, и я иду с тобой».  Помолившись, святитель взял Паму за руку, чтобы идти в огонь, жрец затрепетал, бросился к ногам святого, умоляя прекратить испытание. Народ был возмущен поступком Памы и попытался убить жреца. Однако святитель защитил его и лишь велел ему удалиться из этих мест. В благодарность Господу за победу над главой язычников святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти еще успешнее.

      Жители Великого Устюга, узнав об успехах миссии их земляка, начали жертвовать средства на строительство новых храмов, а некоторые священнослужители приехали к нему, чтобы стать его помощниками.       Через четыре года было принято решение об образовании новой епархии, которую должен был возглавить сам Стефан. В 1383 году во Владимире-на-Клязьме была совершена его епископская хиротония. Возвратившись в епархию, святитель продолжил свою деятельность: был учрежден первый в тех краях монастырь, получивший название  Архангельского, впоследствии были устроены еще три монастыря и несколько странноприимных домов. Епископ Стефан неустанно заботился о своей пастве. Когда спустя несколько лет на Пермской земле случился неурожай, он вновь отправился в Москву просить у великого князя Дмитрия Донского льгот для местных жителей.

      Духовная дружба связывала святителя Стефана с преподобным Сергием Радонежским. Верующие не раз слышали о «заочной встрече» святителя Стефана с преподобным Сергием, состоявшейся в 1390 году, во время поездки святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан очень желал повидаться с преподобным на пути из Пермской земли, но не мог заехать к нему из-за недостатка времени. Находясь в десяти верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, который в это время сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского свидетельствует особая повседневная молитва к ним, произносимая и ныне на братской трапезе в Троице-Сергиевой лавре. Богословская образованность и высокие личные качества создали святителю Стефану высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты не раз вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах.

      В начале 1396 года, по приглашению митрополита Московского Киприана, святитель Стефан приехал в Москву. Здесь он заболел и скончался. Здоровье его было подорвано многолетними изнурительными трудами и подвигами. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не захотела расстаться с останками великого святителя. Он был погребен в соборе Спаса на Бору, в московском Кремле. В  XVI веке епископ Пермский Стефан был причислен к лику святых.


Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского, глас 4-й

     Божественным желанием, от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял еси и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв, евангельски духовне породил еси. Темже преславную твою память почитающе, молим тя: моли, Егоже проповедал еси, да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского, глас 8-й

    Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси, люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси и волхва пансотника посрамил еси, темже и первый епископ и учитель Перми был еси. Сего ради духовная твоя чада, яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием: радуйся, Стефане, учителю премудрый.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.