Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские (1347)
Литовские (Виленские) православные мученики Антоний, Иоанн и Евстафий были убиты в 30-х годах XIV века в Великом княжестве Литовском. Первоначально почитались только в Литве и на западе Руси. В 1374 году, после принесений частиц святых мощей мучеников в Константинополь, были канонизированы Вселенским Патриархом Филофеем. Подвиг святых мучеников имел большое значение для всей Литвы. Сам великий князь Литовский Ольгерд после долгих лет отступничества не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество, все его двенадцать сыновей также были христианами.
Святые мученики Антоний и Иоанн (до Святого Крещения они носили имена Нежило и Кумец) были родными братьями, принадлежали к местной знати и служили при дворе Ольгерда, Великого князя Литовского. В XIV веке литовские князья были еще язычниками, и хотя Ольгерд принял христианство, сделал он это по политическим мотивам. Желая расширить свои владения за счет Русских земель, он женился на православной Витебской княжне Марии Ярославне. На какое-то время князь позволил священнику Нестору, духовнику княгини, проповедовать христианство среди местных жителей-язычников и даже разрешил выстроить два православных храма в Витебске и один в Вильно (Вильнюс). Отцу Нестору удалось обратить в православие нескольких придворных князя, среди которых были и братья Антоний и Иоанн.
После смерти княгини Марии князь Ольгерд, под влиянием литовских языческих жрецов, отказался от православия. Несмотря на начавшиеся гонения, святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи и не скрывали своей веры. Жрецы стали требовать от князя, чтобы он заставил их отказаться от православия. Боясь лишиться престола, Ольгерд подчинился их требованиям. Однако все старания князя уговорить или сломить Антония и Евстафия ни к чему не привели, не удалось также заставить их хотя бы на людях не показывать своей веры. Разгневанный князь приказал заключить их в темницу.
Младший из братьев, святой Антоний, мужественно переносил все испытания, ничто не могло поколебать его веры, а старший Иоанн, ослабев духовно и физически, через год согласился выполнять требования князя. Узнав об этом, Ольгерд освободил не только Иоанна, но и Антония и назначил их на высокие посты при своем дворе.
Святой Иоанн, внешне выполняя требования князя, продолжал оставаться христианином, а святой Антоний по-прежнему открыто исповедовал Христа. Он укорял своего брата за малодушие и трусость и призывал, чтобы тот, не страшась мучений, открыто показал себя православным.
Святой Антоний был во второй раз отправлен в заключение, Иоанна же стали презирать за малодушие как православные, так и язычники. Он осознал свой грех и спустя некоторое время публично объявил себя христианином. За это Иоанн также был посажен в тюрьму, где уже находился его младший брат Антоний. Толпы местных жителей приходили к темнице, чтобы посмотреть на бесстрашных исповедников. Сила непреклонной веры святых мучеников настолько поражала народ, что многие приняли Святое Крещение. Встревоженные этим фактом языческие жрецы потребовали от князя предать смерти святых мучеников. Сначала решили казнить святого Антония, в надежде, что Иоанн вновь отречется от веры. После тяжких испытаний святой Антоний был повешен на дубе. Вопреки ожиданиям мучителей святой Иоанн оставался тверд и непоколебим в вере и продолжал проповедовать народу, стекавшемуся под окна темницы. В ярости язычники зверски задушили святого Иоанна, а затем уже мертвого повесили на том же дубе, где принял мученическую смерть его брат Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими в храме во имя святителя Николая Чудотворца.
Пораженный твердостью веры святых их родственник Круглец уверовал во Христа и принял Святое Крещение с именем Евстафий. Молодой и красивый, мужественный и храбрый, а главное, наделенный умом и душевной добротой, святой Евстафий после Крещения стал вести истинно христианский образ жизни. Князь Ольгерд любил этого своего придворного, но, узнав, что он исповедует христианство, приказал подвергнуть его жесточайшим пыткам и мучениям, заставляя отречься от своей веры. Святой Евстафий был повешен на том же дубе, что и его святые родственники. Мучители оставили тело святого на дереве низко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но никто из них не смог приблизиться к святому — облачный столп надежно защищал его.
Останки мученика Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами его родственников, святых мучеников Антония и Иоанна.
В 1374 году, через 27 лет после кончины святых мучеников Виленских, частицы их святых мощей были торжественно перенесены в Софийский собор в Константинополе. Были составлены служба и житие святых на греческом языке. Известие о мучениках в Константинополь принес, видимо, иеромонах Киприан (будущий Митрополит Киевский, Литовский и Русский), впервые побывавший в Литве в первой половине 1370-х годов. Частицы мощей святых были помещены в кресте, подаренном в 1376 или 1377 году Патриархом Филофеем преподобному Сергию Радонежскому. Это известно из жития преподобного, а также из записи на деревянном футляре XVII века, изготовленном специально для этого креста.
Впоследствии, на протяжении нескольких столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прославились чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. В середине XVII веке мощи были перенесены в церковь Свято-Духова монастыря и тайно помещены в пещере под алтарем; в 1826 году они были открыты для поклонения. В 1915 году в связи с наступлением немцев в ходе Первой мировой войны мощи были увезены архиепископом Тихоном (впоследствии Патриархом) в Москву, в Донской монастырь. В 1920 году, несмотря на его протесты, святые мощи были изъяты из монастыря и переданы в Московский музей атеистической пропаганды.
В 1946 году по ходатайству Патриарха Алексия I мощи были переданы в распоряжение Патриархии и были доставлены в Вильнюс. До середины 1997 года мощи покоились в пещерной церкви во имя святых Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома были перенесены в сам храм.
Тропарь мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 4-й
Иже земных чести и славы отвергшеся, доблии и честнии страдальцы, веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, на смерть себе вдавше за Живот всех — Владыку. Темже и Христос преславно столпом облачным с Небесе вас озари и почестьми и венцы от Престола славы венча. Со Ангелы Тому предстояще, молите спастися душам нашим.
Кондак мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 3-й
Отеческую прелесть оставльше, святии, приведостеся Христови, всем души усердием стаете мужемудренно до смерти. Темже и взясте победы почесть воистинну, о всех Владыку нашего непрестанно моляще.