Страстная Седмица. Великий Понедельник
Закончился Великий пост, и вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим наступают самые главные дни всего церковного года — дни Страстной седмицы.
Последняя седмица перед Святою Пасхой называется Страстной, потому что она посвящена воспоминаниям страстей, т. е. страданий Христовых. Страстная седмица — это последние дни земной жизни Спасителя, дни Его смерти и погребения. Это дни, когда Христос был предан Иудой, когда Он был распят, страдал на Кресте, умер как человек, был погребен «во гробе» и находился «в глубине земной» до момента Своего Воскресения. Эта седмица по величию и важности совершавшихся в ее дни событий, не может быть приравнена ни к какому другому времени церковного года. Именно поэтому каждый из ее дней называют Святым и Великим.
«Великою же называем эту седмицу, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не потому, что дни ее длиннее или число их больше, но потому, что в продолжение ее совершены Господом нашим великие и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены его орудия, Бог примирился с человеком, небо сделалось для них доступным; люди соединились с Ангелами... удалена преграда, и Бог мира примирил небесное и земное».
Во всю Страстную седмицу не совершаются ни богослужения святым, ни поминовения усопших, ни тем более молебны. Страстная седмица должна проводиться христианами в строжайшем воздержании и сосредоточенной молитве. И главная задача для верующих — не растерять себя в домашних хлопотах. Святая Церковь призывает нас в эти дни оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.
Страстная седмица — это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Содержание этих бесед можно узнать из евангельких чтений, входящих в состав богослуженя первых трех дней седмицы.
В Великий Понедельник читаются две евангельские притчи: о бесплодной смоковнице (Мф. 21:18–22) и о злых виноградарях (Мф. 21:33–44). Иссушение Господом смоковницы, покрытой богатой листвой, имеет вполне определенную причину: Богу не нужна внешняя набожность лицемерных книжников и фарисеев, не приносящая плодов веры — истинного покаяния, молитвы и добрых дел.
В притче о злых виноградарях, убивших сначала слуг своего Господина, присланных за виноградом, а потом и его Сына, изображается ожесточение фарисеев и книжников, избивавших пророков и впоследствии распявших Самого Христа. Христиане, уподобляющиеся книжникам и фарисеям, нарушающие апостольские и святоотеческие заповеди и продолжающие тем самым распинать Сына Божия, подлежат тем же наказаниям, что и ослепленные своей ненавистью иудеи.
Тропарь, глас 8-й
Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак, глас 8-й
Иаков рыдаше Иосифова лишения, и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаем: египтяныни бо тогда сластем не поработав, воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, и Посылающаго венец нетленный.
Эксапостиларий
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.