Преподобномученик Евстратий Печерский, в Ближних пещерах почивающий (1097)
Краткое Житие святого Евстратия («Слово о блаженнем Евстратии Постнице») входит в состав Киево-Печерского патерика. Некоторые исследователи полагают, что одним из источников для написания Жития святого, помимо устной традиции, стал монастырский синодик. Несмотря на то, что в патерике дата кончины святого не названа, в Православной Церкви днем памяти святого Евстратия (по крайней мере, с XVII века) считается 28 марта (10 апреля).
Преподобномученик Евстратий Печерский родился в Киеве в богатой семье. Достигнув совершеннолетия, он раздал все свое имущество нищим и пришел к преподобному Антонию в Киево-Печерскую обитель, где около 1076 года принял монашеский постриг. Юноша смиренно проходил послушание, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании. Еще в молодые годы он получил прозвище Постник, так как, по словам агиографа, «бе бо постник от млад ноготь».
В 1096 году на Киев напали половцы во главе с ханом Боняком. Печерский монастырь был разорен, многие монахи погибли, других захватили в плен. Евстратия вместе с другими пятьюдесятью горожанами (в том числе тридцатью монастырскими работниками) продали некоему иудею-работорговцу в Корсунь (Херсонес).
Хозяин принуждал пленников отречься от Христа, вероятно, потому, что в таком случае их можно было продавать в Византийской империи. Один из современных исследователей указывает, что византийским «евреям запрещалось владеть рабами-христианами, но на практике этот закон часто не выполнялся, особенно в отдаленных провинциях. Херсонесский епарх (губернатор), будучи сам евреем, принявшим христианство, разрешил евреям покупать христиан и обращать их в рабство. Очевидно, Евстратий, знавший, что существует закон, запрещавший евреям владеть христианами, настраивал своих соотечественников не подчиняться рабовладельцам». Он убеждал соотечественников не подаваться на угрозы: «Не будьте, братия, отступниками от веры, через смерть мы получим жизнь вечную», — говорил он. Угрожая заморить пленных голодом, хозяин заставлял их отречься от Христа и принять иудейство, но укрепляемые примером и словами Евстратия, они отказались. После этого работорговец приказал подвергнуть рабов пытки голодом. Через четырнадцать дней в живых остался только святой мученик Евстратий, так как всю жизнь был строгим постником и имел богатый опыт воздержания от пищи.
Разгневанный хозяин, видя, что Евстратий стал причиной пропажи его денег, заплаченных за пленных, решил отомстить святому. В 1097 году в день празднования иудейской пасхи Евстратий был распят иудеями на кресте. В течение пятнадцати дней он оставался живым, затем был пронзен копьем и скончался. Перед этим Евстратий, благодаривший Бога за такую смерть, был подвержен издевательствам со стороны зрителей-евреев, на что ответил: «Придет на вас отомщение за кровь мою и за кровь замученных вами христиан». Возмездие не заставило себя ждать, предсказание исполнилось немедленно. Смерть Евстратия и других христиан вызвало волнение среди местного населения, итогом чего стало изгнание из города всех еврейских торговцев и конфискация их имущества, а также казнь непосредственных виновников смерти святого.
Тело преподобномученика было брошено в море, где совершилось затем множество чудес, видя которые многие иудеи уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Мученик Евстратий чтился греками, а впоследствии и печерскими монахами с именем Протостратор (в Византии — начальник царской конюшни). Это было связано со свидетельством, помещенном в патерике, что святой Евстратий вознесся на небо в огненной колеснице. Именно греки-херсониты выступили инициаторами приобщения Евстратия к лику святых, что, несомненно, свидетельствует о традиционных симпатиях крымских греков, подданных Византии, к своим русским единоверцам.
Долгое время христиане безуспешно искали святые мощи мученика Евстратия. Впоследствии они были обретены чудесным образом и перенесены из Корсуни в Ближние пещеры Киево-Печерского монастыря, где почивают и поныне.
Тропарь Евстратия Печерского, в Ближних пещерах, глас 7-й
Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие, прежде бо воздержанием плоть умертвив, последовал еси Христу, нося крест свой. Последи же и сам на крест вознесен быв и копием в ребра прободен, в руце Божии душу предал еси. Колесницею огненною возносим на Небеса, сугубо венчался еси от Христа Бога и Спаса душ наших.
Кондак Евстратия Печерского, в Ближних пещерах, глас 8-й
Яко ревнитель страсти Владычней и постников усердный последователь сый, пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие, и нас, пленных страстьми, мольбами своими свободи и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих: радуйся, испивый сладостне чащу Христовых страданий.