Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное
Архимандрит Лука (Пинаев)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Великий пост — время покаяния, время обновления человеческой души. Для более полного осознания грехов Святая Церковь предложила нашему вниманию чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В каноне явлены библейские образы кающихся грешников, их духовное искание.
Великий покаянный канон — это плач человеческой души, потерявшей Бога. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен даждь ми прегрешений оставление» — такими словами начинается покаянный канон. Припев канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», — призывает нас к сугубому покаянию. Это лейтмотив покаянного канона.
Покаяние — это религиозное понятие и проистекает из сознания своей неправоты перед Богом, из осознания своего греховного образа жизни перед лицом святости Божией. И поэтому для нерелигиозного человека чувство покаяния будет не понятно и может даже быть осуждаемо как состояние неполноценности и ущербности. Но это не так. Покаяние — это светлое чувство, дающее необыкновенную духовную радость и ощущение близости к Богу. Понятие покаяния проистекает из библейского учения о человеке. Человек не самобытен, он есть творение Божие, и Бог для человека является источником жизни. И вот для того, чтобы исцелить тот разрыв, который наступил на заре человеческой истории, разрыв между Богом и человеком, и нужно покаяние.
Добродетель покаяния была известна еще в древние ветхозаветные времена. Каялся праотец Адам, ветхозаветные патриархи и пророки, каялся праведный Иов и царь Давид, каялся пророк Иона и жители ассирийской столицы Ниневии. Но во всей глубине добродетель покаяния открылась в новозаветные времена. Общественное служение святого пророка Иоанна Предтечи и Самого Господа Иисуса Христа начались с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Традицию призыва к покаянию продолжили святые апостолы. В своей знаменитой речи перед многотысячной толпой в день Пятидесятницы апостол Петр призывал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).
В афинском ареопаге апостол Павел обращался с такими словами к афинянам: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:30–31).
По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), покаяние — это первая новозаветная заповедь и первая христианская добродетель. Покаяние является основанием христианских добродетелей, началом и концом духовной жизни. Покаяние — это такой образ жизни, который непосредственно соединяет нас с Богом и возвращает нам утерянное блаженство. Размышляя о евангельском призыве «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», святитель Игнатий открывает нам тайну о такой непосредственной близости покаяния и Царства Небесного. Он говорит, что Господь наш Иисус Христос все совершил для нашего спасения и поэтому нет никакого промежуточного подвига или добродетели между покаянием и Царством Небесным. Господь Своим жертвенным служением, страданием и воскресением примирил нас с Богом, приобрел Своим подвигом Царство Небесное. И для нас остается предпринять только один труд — труд принять это спасение через покаяние.
Это тем более легко понять, что свойство веры и свойство покаяния изначально, при сотворении, насаждены милосердным Богом в человеческое естество.
Поэтому, если человек от всего сердца захочет покаяться, он сможет это сделать. Но способность к покаянию — это просто, с одной стороны, а с другой — сложно. Сложно, потому что грех иногда настолько срастается с человеческим естеством, что бывает трудно с ним расстаться, и для этого нужен подвиг. Но для того, чтобы начать подвиг, нужно увидеть сам грех в своей душе. Нужно увидеть грех в самом себе неким внутренним зрением и ощутить всю пагубность своей жизни. Поэтому в молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим: «Даруй ми зрите моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Путей к зрению, к осознанию своих грехов существует множество. Такова мудрость и милость Божия, приводящая людей к покаянию. Это может быть и честное искание правды Божией, и искренняя молитва о вразумлении, это могут быть болезни, скорби и страдания, которые посылает Господь, это может быть встреча с праведным и благочестивым человеком и множество других путей. Священное Писание дает нам некоторые примеры осознания человеком своих грехов. Так, накануне Великого поста, в Неделю о Закхее, Святая Церковь приводит нам пример сборщика податей Закхея, который, увидев Христа, полностью изменился в лучшую сторону и от греховной жизни перешел к праведной, честной жизни. Святой образ Христа так воздействовал на Закхея, что он пригласил Христа в свой дом и сказал: «Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8).
В притче о мытаре и фарисее мы видели человека, который пришел к покаянию через воздействие храма Божия. Он вошел в храм, и вся атмосфера так воздействовала на него, что он воскликнул: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).
Накануне Великого поста мы также слышим историю о некоем молодом человеке, которого Христос назвал блудным сыном. Этот юноша вопреки увещаниям отца ушел из родительского дома и, ведя распутный образ жизни, растратил часть отцовского наследства, доставшегося ему. Но, в конце концов, пережив много страданий и осознав неправоту своей жизни, он с искренним раскаянием в грехах возвратился к своему родному отцу и сказал: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18–19).
Покаяние — это особое состояние души и как основная добродетель неразрывно связано с остальными христианскими добродетелями и прежде всего со смирением и кротостью, с ощущением своего недостоинства пред Богом. Сам Господь Иисус Христос говорил о Себе: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Смирение — это такое состояние духа, когда человек от зрения тех страстей и грехов, которые открываются ему в самом себе, видит, что он хуже всех. И тогда человек способен глубоко каяться, и даже настоящая религиозная вера, как говорит святитель Игнатий, рождается из смирения и покаяния.
Кроме того, чтобы покаяние было всегда живым и действенным, оно всегда должно быть связано с молитвой — царицей добродетелей, как говорят святые отцы. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы в единое делание». Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог.
Покаяние — это таинственный процесс в сердце человека, который действием Святого Духа вызывает внутри него особое состояние сокрушения и болезнования духа, плач сердца, слезы умиления, самоосуждение, благоговение, страх Божий, памятование смерти, Суда Божия и вечных мук.
Нет ни одной добродетели выше покаяния. Делание его никогда не может достигнуть совершенства. Оно не ограничивается ни временем, ни делами, говорят святые отцы. Покаяние есть второе крещение, которое может изгладить сделанные грехи и обновить наши души. Нет таких грехов, которых не могло бы искоренить и победить покаяние. Покаяние лежит в основе всего духовного подвига от начала и до конца. В нем совмещаются все заповеди Божии. Покаяние нельзя отлагать, так как мы не знаем своего смертного часа.
Будем стремиться к покаянию и молиться словами священного песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и помилуй по велицей Твоей милости». Аминь!