Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1992)

 

Трудно переоценить вклад Патриарха Московского и всея России Тихона для сохранения Церкви и укрепления самой православной веры в тяжелые годы испытаний, выпавших на долю нашей страны. По сей день Его Святейшество остается одним из самых почитаемых архиереев, возглавлявших Русскую Православную Церковь.

9–11 октября 1989 года в Даниловом монастыре прошел Архиерейский Собор, приуроченный к празднованию 400-летия установления патриаршества на Руси, который канонизировал Патриарха Тихона — первого Предстоятеля Церкви после восстановления патриаршества в 1917–1918 годах. Эта канонизация стала первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы безбожия.

Частица мощей святителя хранится в мраморной раке Троицкого собора Данилова монастыря.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 (31) января 1865 года на погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в семье потомственного священника. С юных лет Василий отличался религиозной настроенностью, любовью к Церкви, кротостью и смирением. Он прошел путь, обычный для молодого человека из священнической семьи: духовное училище, семинария. Блестящие успехи в учебе позволили ему поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию, где он также имел отличные оценки в учебе. Однокурсники в шутку называли его «патриархом», хотя вряд ли кто всерьез об этом думал — патриаршество было упразднено на Руси еще при Петре Первом.

В 1888 году, после окончания учебы, Василий Беллавин был назначен преподавателем в Псковскую духовную семинарию. 14 (26) декабря 1891 года, на 26-м году жизни, Василий Беллавин был пострижен в монашество с наречением имени Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. На следующий день инок был рукоположен в сан иеродиакона, а через неделю удостоен сана иеромонаха. В годы академического курса юноша ничем не проявлял своих монашеских наклонностей, поэтому решение принять постриг явилось полной неожиданностью для многих его товарищей.

В марте 1892 года иеромонах Тихон был назначен инспектором, а впоследствии — ректором Холмской семинарии, с возведением в сан архимандрита. В октябре 1897 года он был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.

В сентябре 1898 года последовало новое назначение: он стал епископом Алеутским и Аляскинским, а с января 1900 года — епископом Алеутским и Северо-Американским. В мае 1905 года владыка был возведен в сан архиепископа. Попечением архиепископа Тихона были открыты десятки храмов, в состав епархии вошли десятки униатских приходов, известны случаи перехода американцев из инославия в православие, завершился перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты первая в США православная духовная семинария, приходские школы и приюты для детей.

В январе 1907 года архиепископ Тихон получил перевод на Ярославскую кафедру. В конце 1913 года его назначили архиепископом Виленским и Литовским. После начала Первой мировой войны он был эвакуирован в Москву. Летом 1917 года владыка был избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

5 (18) ноября 1917 в Храме Христа Спасителя старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв), вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, и митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного патриарха: им стал митрополит Тихон.

Патриарху Тихону довелось возглавить Русскую Церковь в самое тяжелое время ее исторического бытия: гонения обрушились на Церковь с первых дней октябрьского переворота. Новому Патриарху прежде всего пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относившимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное, чтобы сохранить православие в тяжелый период лихолетья, в условиях, захлестнувшей Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи, а позднее и «обновленчества».

19 января 1918 года Патриарх Тихон издал свое знаменитое «Воззвание», которое, в частности, гласило: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей...»

5 мая 1922 года Патриарх Тихон был вызван в суд на процесс московского духовенства. Суд вынес частное определение о привлечении «гражданина Беллавина» к уголовной ответственности, после чего патриарх был помещен под домашний арест в своей резиденции в московском Троицком подворье около Самотёчной площади, а с 19 мая — в Донском монастыре, в келье около Тихвинской надвратной церкви. Только раз в сутки его выпускали на прогулку на огороженную площадку, напоминавшую больше балкон. Посещения не допускались. Патриаршая почта перехватывалась и изымалась. Допросы на Лубянке продолжались с завидной регулярностью.

Еще в 1923 году его хотели судить и расстрелять, но чекистская агентура докладывала, что народ против и может случиться социальный взрыв, а этого большевики опасались.

В декабре 1924 года, при попытке разбойного нападения на дом патриарха в Донском монастыре, был убит Яков Полозов, близкий патриарху человек, являвшийся его келейником с 1902 года. Это произвело на патриарха гнетущее впечатление.

Страшное напряжение, постоянная борьба подточили здоровье Патриарха. 7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, Патриарх Московский всея России Тихон отошел ко Господу. Ему было всего шестьдесят лет. По официальной версии причиной смерти явилась «сердечная недостаточность». Ходили слухи, что он мог быть отравлен (они не имеют официального подтверждения).

По свидетельствам современников, на похороны Предстоятеля Русской Церкви, которые состоялись 12 апреля 1925 года, прибыло не менее одного миллиона человека. 56 архиереев и до 500 священников, сменяя друг друга, служили с семи часов утра до наступления темноты. Духовный и молитвенный подъем был так велик, что даже не слышалось плача. Патриарх был похоронен в Малом соборе Донского монастыря.

В 1927 году, после закрытия Донской обители, стали ходить различные слухи о судьбе останков Патриарха Тихона. По одной из них — светские власти, опасаясь, что они могут стать предметом поклонения верующих, сожгли их в крематории, который был устроен на территории Донского монастыря. По другой, монахи сами тайно вывезли их и перезахоронили на Введенском кладбище в Лефортове, по третьей — они перезахоронены где-то в некрополе Донского монастыря.

Когда в Донской обители стала возрождаться монашеская жизнь, братия обратились к Святейшему Патриарху Алексию II с прошением благословить поиски святых мощей. Предпринятые усилия не принесли желаемых результатов. После окончания ремонта в Малом соборе сложилось впечатление, что все сроки упущены, святыня не найдена.

В ноябре 1991 года в Малом соборе начался пожар, как позднее выяснили следователи, злоумышленник бросил в храм простейшую бомбу с зажигательной смесью, и стены храма, выкрашенные масляной краской, тут же вспыхнули. Преступник успел выйти незамеченным из монастыря с последними посетителями.

Когда удалось погасить огонь, ночью братия смогли войти в храм. То, что предстало их взору, было поистине ужасно: черные стены и потолок, нестерпимый запах гари, все залито водой, но к удивлению всех, деревянные тябла иконостаса и иконы почернели от копоти, но даже не обуглились.

Позже выяснилось, что пожарных вызвала одна из прихожанок обители, живущая напротив Донского. Она привыкла читать вечерние молитвы на балконе и, увидев вспышку в окне храма, тут же позвонила в пожарную часть.

Надо было начинать восстановительные работы: в Малом соборе, по благословению Патриарха Алексия, продолжились раскопки и поиски. 19 февраля 1992 года, после нескольких неудачных попыток и разочарований, когда все уже думали, что оправдываются самые худшие опасения, святые мощи Патриарха Тихона были обретены.

Через несколько дней святые мощи омыли по древнему чину, облачили их в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. Ныне они открыто покоятся в Большом соборе Донского монастыря.


Тропарь святителя Тихона, глас 1-й

Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси.

Кондак святителя Тихона, глас 2-й

Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.