Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (VI)
Палестинские монахи, наставники духовной жизни преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк составили одно из самых авторитетных аскетических сочинений — «Руководство к духовной жизни». Ценность этого произведения состоит прежде всего в том, что оно зафиксировало непосредственный опыт православного монашества и живую традицию духовного наставничества V–VI веков. «Руководство» не потеряло своей актуальности и в наши дни.
Преподобный Варсонофий (Варсонуфий) родился в Египте, о его семье и точном времени рождения практически ничего неизвестно. В юности он отправился паломником на Святую Землю, посетил ряд монастырей, принял иноческий постриг от отшельника Маркелла и затем некоторое время подвизался с ним. После смерти наставника Варсонофий некоторое время был странствующим монахом. Впоследствии он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом, близ города Газы (Палестина).
В первые годы он жил в келье внутри монастыря, а затем удалился в затвор, избрав для себя местом жительства небольшую пещеру около обители. Здесь в течение восемнадцати лет он никого не принимал, не сделав исключения и для своего родного брата и для епископа. Общался он только с аввой Серидом, который один раз в неделю приносил ему три небольших хлебца и немного воды и причащал Святых Христовых Таин. Авва также зачитывал ему вопросы посетителей и записывал ответы преподобного. Когда же, не видя его столь длительное время, многие усомнились в самом его существовании и решили, что ответы составляет сам авва Серид, преподобный Варсонофий принял монахов и умыл им ноги. В своем затворе он достиг высокой степени духовного совершенства.
Он получил от Господа великие духовные дарования: смирение, рассуждение, прозорливость и пророчество, чудотворение и любовь к ближнему. Ведя строгую аскетическую жизни, не покидая затвора, благодаря своей духовной прозорливости он стал духовным наставником не только для братии своей обители, но и других монастырей, а также для многих клириков и мирян. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял безнадежных больных; освященные им вещи подавали помощь: например, куколь снял головную боль инока. По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев со множества людей. Предсказания святого инока всегда исполнялись. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней.
Когда Патриарх Иерусалимский услышал об образе жизни святого Варсонофия, ему показалось это невероятным, и чтобы убедиться лично, он велел тайно проникнуть в келлию преподобного. Однако пытавшиеся сделать подкоп в пещеру святого были опалены вырвавшимся пламенем. Иногда преподобный Варсонофий брал грехи других на себя.
Позднее в келлии святого Варсонофия поселился его ученик, преподобный Иоанн, прозванный Пророком за дар прозорливости, а сам Варсонофий перешел в еще более тесную пещерку неподалеку. Откуда был родом преподобный Иоанн Пророк и откуда пришел в обитель, остается неизвестным. Иоанн Прозорливец старался подражать своему наставнику в подвигах молитвы и поста. Следуя наставлениям преподобного Варсонофия, Иоанн достиг вершины совершенства, став подобным во всем своему учителю. Никто не видел, чтобы преподобный Иоанн когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез приобщался Святых Христовых Таин. По своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами он посылал к авве Варсонофию.
Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои советы он передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему самому отвечать, а также иногда через игумена авву Серида, поручая ему записывать наставления. В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение «от силы в силу» преподобных.
Об этих двух подвижниках мы знаем из книги «Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». Онв была известна многим святым, жившим в более позднее время, о чем свидетельствуют сочинения преподобных Феодора Студита, Никона Черногорца, Симеона Нового Богослова и других православных подвижников и писателей.
Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, в том числе и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен монастыря Елиан умолял преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер через две недели. Святой Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга.
О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках ХV—VII веков находятся их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди. В ХVIII веке стараниями преподобного Паисия Величковского были найдены на Афоне две наиболее полные древнейшие пергаменные греческие рукописи «Ответов» святых Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в ХIХ веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, а также содержат скупые факты из их жизни.
Точная дата кончины преподобного Варсонофия неизвестна, одни называют годом его смерти 563 год, другие говорят: до 600 года. По преданию, преподобный Варсонофий пережил своего ученика, святого Иоанна Пророка, подробности жизни которого тоже неизвестны.
В 850 году мощи преподобного Варсонофия были привезены в Италию и ныне хранятся в городе Ория, покровителем которого считается этот святой.
Широко известна и регулярно употребляется в православной традиции молитва преподобного Варсонофия Великого о прощении забытых грехов.
Молитва Варсонофия Великого о прощении забытых грехов
Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.
Тропарь преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, глас 4-й
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.