Преподобный Исидор Пелусиотский (ок. 436–440)
Преподобный Исидор Пелусиотский — ученик святителя Иоанна Златоуста, автор многих богословских сочинений, защитник истинного учения от еретика Нестория. За свои творения преподобный Исидор почитается как один из великих отцов и учителей Церкви. Все сочинения святого глубоки по содержанию и просты по изложению, они адресованы людям разных общественных положений, жившим в далеких от нас веках, и в наши дни продолжают служить к духовному руководству и укреплению верующих.
Преподобный Исидор Пелусиот родился в Александрии, в богатой и благочестивой семье, находившейся в родстве с Феофилом I, архиепископом Александрийским, и с его преемником, святителем Кириллом Александрийским. Юноша получил прекрасное светское образование: он изучал риторику и философию, был начитан в классической литературе, современники называли его «живой библиотекой». Форма и содержание его писем свидетельствуют, о том, что он глубоко изучил Священное Писание.
По завершении образования Исидор некоторое время занимал должность софиста (платного преподавателя красноречия), у него было множество учеников, с которыми он вел обширную переписку. Будучи уже известным человеком, Исидор оставил родительский дом и богатство и удалился в обитель, находившуюся в пустыне близ города Пелусия (Пелузия), на крайнем востоке дельты Нила (в тридцати километрах юго-восточнее нынешнего Порт-Саида), где принял монашеский постриг. Здесь, в пустыне, находили приют многие интеллектуалы того времени, искавшие аскетических подвигов. В скором времени своим строгим подвижничеством: скромностью в одежде, хранении безмолвия, скудости в пище и благотворительностью к бедным, — Исидор снискал уважение братии и был избран ими настоятелем, также по их усердной просьбе преподобный Исидор принял священнический сан и в последствии стал именоваться Пелусиотским.
Услышав о возвышенной жизни и редких духовных дарованиях святителя Иоанна Златоуста, Исидор отправился в Константинополь, чтобы послушать его наставления. Глубоко усвоив дух и устремления святителя Иоанна Златоуста, став его учеником, он в дальнейшей своей жизни неуклонно следовал им, посвятив себя христианской проповеди.
По возвращении в обитель, Исидор продолжил свои аскетические подвиги, при этом он вел обширную переписку, лично встречался с приходящими в обитель и отвечал на их вопросы. Он был учителем и безотказным подателем советов для всех, кто обращался к нему за духовной поддержкой, будь то простой человек, вельможа, епископ или сам император. Большая часть его посланий содержит глубокие богословские мысли и нравственно назидательные толкования Священного Писания. Преподобный был счастлив, когда ему удавалось спасти какую-либо погибавшую в житейском море душу. После него осталось около десяти тысяч посланий, из которых до нас дошло чуть более двух тысяч. Они начали издаваться сразу после его кончины, а печататься уже с XVI века.
Любовь и преданность преподобного Исидора к святителю Иоанну Златоусту проявились в решительных действиях в защиту святого. Когда архиепископ Иоанн во время гонения на него императрицы Евдоксии был незаконно низведен с константинопольской кафедры и отправлен в далекую ссылку в Абхазию, преподобный Исидор неоднократно писал императору Аркадию и архиепископу Александрийскому Феофилу, увещевая их прекратить гонения на владыку. А после смерти святителя Иоанна преподобный Исидор убедил архиепископа Кирилла, преемника архиепископа Феофила, внести имя святителя в церковные диптихи (списки имен, поминаемых во время литургии) как исповедника за православную веру.
Пламенный ревнитель чистоты православия во время обострения споров с несторианцами преподобный Исидор обратился к императору Феодосию с требованием о необходимости созвать Вселенский Собор для осуждения этой ереси. (Несторий учил, что Пресвятая Богородица родила не Богочеловека, а просто человека Иисуса Христа, с Которым уже по рождении соединился Бог и обитал в Нем, как обитал в Моисее и других пророках. Поэтому Несторий называл Иисуса Христа Богоносцем, а Мать Его Пресвятую Деву Марию Христородицею.)
В результате, в 431 году в городе Ефесе состоялся Третий Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь несторианства и подтвержден догмат о двух естествах в Богочеловеке Иисусе Христе и почитании Приснодевы Марии истинною Богородицею.
Согласно Житию, преподобный Исидор дожил до ста лет и скончался около 436–440 годов, в последний путь его торжественно провожали толпы народа.
Церковный историк Евагрий (VI в.) писал о преподобном Исидоре, что «жизнь его казалась всем жизнью ангельской на земле». Другой историк, Никифор Каллист (ХI в.), так восхвалял преподобного: «Он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного видения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного».
Тропарь преподобного Исидора Пелусиотского, глас 8-й
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней, темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой.
Кондак преподобного Исидора Пелусиотского, глас 4-й
Денницу другую тя Церковь обретши, преславне, твоих словес молниями освещаема, взывает ти: радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре.