Братия и Сестры! Придел во имя благоверного Князя Даниила Московского нуждается в вашей помощи! Любая сумма для нас будет значима! Пожертвовать
×

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (1616)

Преподобный Иринарх — святой Русской Православной Церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на реке Устье. Господь еще при земной жизни прославил его дарами прозорливости и чудотворения. Многие больные и одержимые получали исцеления по молитвам святого. И в наши дни не прекращается чудесная помощь от этого праведника.

Преподобный Иринарх (в миру Илья Акиндинович) родился в 1548 году в селе Кондаково, в сорока трех верстах от Ростова Великого, в благочестивой крестьянской семье. С детства мальчик отличался духовными дарованиями. В шесть лет в разговоре с матерью он предсказал свою будущую монашескую жизнь и аскетический подвиг, который впоследствии взял на себя, — ношение железных вериг. Однажды родители пригласили в дом приходского священника Василия, который за обедом рассказал о жизни преподобного Макария Калязинского. Выслушав батюшку, Илья сказал: «И аз буду мних таков же». И слово свое сдержал.

В 1566 году, из-за голода в Ростовской земле, восемнадцатилетний Илья отправился в Нижний Новгород, куда спустя два года прибыли и его братья. Здесь во время Успенского поста ему было видение о смерти отца. В 1569 году Илья вместе с матерью и старшим братом переехали в Ростов, где купили дом и открыли торговое дело. Но мирские дела все меньше интересовали Илью, и все больше времени он уделял чтению Святого Писания. В 1578 году, в возрасте тридцати лет, Илья, испросив благословение у матери, удалился в Борисоглебский на Устье мужской монастырь близ Ростова Великого. В сентябре этого же года игумен Ермоген I постриг его в монашество с именем Иринарх и благословил жить под руководством опытного старца. Сначала новононачальный инок трудился в пекарне, затем получил послушание пономаря. В Житии сообщается, что святой всегда спал на земле. Как-то раз зимой он встретил странника и отдал ему свои сапоги, молясь Богу о даровании «теплоты ногам». Он носил столь ветхие одежды, что братия насмехались над ним, а игумен давал суровые послушания, которые святой Иринарх переносил с кротостью и смирением. Однако, когда ему были поручены работы вне обители, что лишало его церковной молитвы, он ушел в Ростовский Богоявленский монастырь, основанный преподобным Авраамием Ростовским, где был назначен келарем.

Через полгода после его прихода в монастырь, на литургии, во время пения Херувимской, он вдруг громко зарыдал. На вопрос настоятеля, что случилось, он Он ответил: "Мать моя преставилась«,— что подтвердил его брат Андрей, вскоре пришедший в обитель. Преподобного Иринарха тяготила почетная келарская должность, и он поселился в уединенной келии Лазаревского монастыря в Ростове. Там в течение трех лет он предавался аскетическим подвигам: молитве, строгому посту и ношению тяжелых железных вериг. Его часто посещал блаженный Иоанн Большой Колпак, который предрек преподобному Иринарху грядущее молитвенное и пророческое служение.

По повелению святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, явившихся святому Иринарху во сне, он вернулся в Борисоглебский монастырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам. Иринарх поселился в холодной келии, пристроенной к внутренней стороне монастырской стены. По предположению современных исследователей, святой построил свое жилище сам: кирпичная кладка отличается от кладки остальных строений обители. В келии имелось небольшое окно с решеткой, через него святой разговаривал с паломниками.

Однажды, во время молитвы в храме перед иконой Спасителя, святой Иринарх услышал повеление уйти в затвор. В тесной келии он приковал себя железными цепями. Дополнительно к имевшимся веригам святой стал носить множество медных крестов, число которых со временем возрастало (в Житии сообщается, что после смерти святого осталось 142 медных креста), на голову преподобный надевал тяжелый обруч, в руку брал тяжелую палку, чтобы, как он говорил, отгонять бесов. Имеются упоминания о «будничных» и «праздничных» веригах затворника. По некоторым подсчетам, общий вес вериг — «трудов», как называл их преподобный, — составлял 9 пудов, 34 фунта (свыше 150 килограммов).

Спал святой сидя, не снимая с себя вериг, не более трех часов в сутки, все остальное время молился или занимался рукоделием: вязал свитки (широкие монашеские одежды), делал клобуки, шил одежду для нищих. Вырученные за работу деньги он раздавал бедным. Некоторые иноки, видя его подвиги, старались подражать святому, но нашлись и недоброжелатели, которые оклеветали Иринарха перед игуменом. И святой был вынужден вернуться в Лазаревский монастырь. Спустя год игумен раскаялся и уговорил святого вновь вернуться в Борисоглебскую обитель.

Господь удостоил затворника даром прозорливости. Преподобный Иринарх предсказал нашествие поляков в 1609 году и по благословению игумена отправился в Москву сообщить об этом царю Василию Шуйскому. Во время Смутного времени святой Иринарх безбоязненно обличал иноземных захватчиков, убеждал покинуть Россию, предупреждая, что в случае отказа их постигнет неминуемая гибель, что и случилось. Удивленный необычайным подвижничеством и бесстрашием святого, польский полководец Сапега повелел своим солдатам не причинять вреда обители.

Святой Иринарх благословил князя Димитрия Пожарского на борьбу с поляками и дал ему свой крест. После освобождения Москвы игумен Борисоглебского монастыря Петр просил преподобного Иринарха ходатайствовать перед князем Пожарским об освобождении разоренной Борисоглебской обители от воинских сборов и налогов. Князь Димитрия Пожарский выдал обители грамоту и вернул крест святого. В 1830 году этот крест был украден, изображение копии этого креста, хранившейся в московском Даниловом мужском монастыре, приведено в книге архимандрита Амфилохия (Сергиевского-Казанского).

В последние годы жизни святой подвижник пользовался большим авторитетом в обители. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать подвижник провел в строгом затворе.

Преподобный Иринарх преставился ко Господу в 1616 году в возрасте 68 лет, преподав ученикам последние наставления. Святой был погребен в пещере, вырытой им справа от входа в собор во имя святых Бориса и Глеба.

После кончины праведника начали совершаться исцеления от возложения на больных и бесноватых многочисленных медных крестов и цепей подвижника, а также от прикладывания к больным местам земли с его могилы. Прославление преподобного Иринарха как местночтимого святого совершилось не позднее 1688–1691 годов.

Ежегодно в память о преподобном Иринархе братия и паломники обите-ли совершали крестный ход вокруг монастыря. Многовековая традиция прервалась после закрытия обители большевиками. В 1997 году крестный ход был восстановлен — ныне он проходит от Борисоглебского монастыря до источника (колодчика) на родине святого, в селе Кондаково. По преданию, этот источник преподобный Иринарх выкопал перед своим уходом в монастырь. Как свидетельствуют многочисленные паломники, вода из этого источника исцеляет от онкологических и костных заболеваний. Крестный ход совершается в последнюю неделю июля, перед праздником пророка Илии. Участники крестного хода с крестами, иконами, хоругвами по очереди несут на специальных носилках икону святого Иринарха, поочередно на них надевают вериги святого. Длится крестный ход четыре дня, от начала до конца его проходят около полутора тысяч человек. Всего же в нем принимают участие около трех тысяч человек, среди которых много детей и молодежи.


Тропарь преподобного Иринарха Ростовского, глас 4-й

Яко мученика добропроизвольна и преподобных удобрение, звезду Ростовскую, в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго и чудес благодать от Него приемшаго, Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим и, к нему припадающе, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иринарха Ростовского, глас 2-й

Волнений множество жестоким житием преходя, изгнание, затвор и узы железныя претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодушне, нам оставль образ злострадания и терпения твоего, озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему, у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим, от нихже подаеши исцеления недужным. Сего ради зовем ти: радуйся, Иринарше, отче предивный.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.